Терапия мультфильмами: как современная анимация заменяет нам психологов и учит жизни?

Анастасия Павлова • 04 января 19:00

Реклама

Мультфильмы давно перестали быть «детскими», аниматоры давно не боятся идти на смелые эксперименты с формой и содержанием: так, за последние десять лет на экранах появились независимые принцессы, которым не нужен принц, чтобы «долго и счастливо» («Храбрая сердцем» и «Холодное сердце»), глубокие истории про психологию, смысл жизни и смерть («Головоломка», «Тайна Коко», «Душа») и даже анимация с персонажем с нетрадиционной ориентацией («Вперед»).

Яркие герои, добрый юмор, легкость повествования и отсутствие многослойности сюжета обеспечивают мультфильмам то, что вряд ли можно найти даже в самых сильных драматических полнометражных фильмах – возможность разговаривать со зрителем вне зависимости от его возраста о действительно важном, при этом не нагнетая атмосферу, так что в итоге полтора часа у экрана могут не только помочь развеселить детей, но и заменить их родителям прием у психолога.

«Тайна Коко»

После «Души», разбившей сердца зрителей, например, хочется чуть больше любить жизнь и вспоминать о мелочах, наполняющих ее, а «Головоломка» открыла нам глаза на природу эмоций (она, кстати, проходила проверку психотерапевтами перед премьерой) и помогла лучше понять себя. Таких примеров в современных мультфильмах много.

«Головоломка»

Психолог Евгений Идзиковский рассказывает: «Это способ столкнуться со своими переживаниями, что-то почувствовать и переосмыслить. Мы автоматически выбираем сюжеты, близкие нам по нашей эмоциональной травматике, и обратите внимание, что самые популярные мотивы анимации – «ты классный сам по себе», «справедливость восторжествует», «твое мнение важно», «ты не одинок» – перекликаются с самыми распространенными проблемами – одиночеством, обидой, ненужностью. Легкий способ самодиагностики – понять, что заставляет тебя плакать и что именно в тебе откликается?»

Терапия мультфильмами: как современная анимация заменяет нам психологов и учит жизни?

Евгений Идзиковский, психолог, коуч, сертифицированный гипнотерапевт в России и США, мастер нейролингвистического программирования

Эта схема, конечно, работает и с литературой или тем же кино, но мультфильмы сделаны в этом плане тоньше: «Никакой фильм не сравнится с анимацией. Чтобы проследить эмоцию персонажа на экране в мультфильме, понадобится несколько секунд, в кино же на это уйдет больше времени, и если там ставка на актера, режиссера и другие факторы, то на вымышленных персонажей мы переносим собственную картинку – это наше зеркало», – поясняет психоаналитический терапевт и старший преподаватель кафедры психологии университета «Синергия» Анна Гусева. 

Терапия мультфильмами: как современная анимация заменяет нам психологов и учит жизни?

Анна Гусева, старший преподаватель кафедры психологии университета «Синергия», психоаналитически ориентированный терапевт, профессиональный астролог

Большой плюс анимации в том, что она позволяет работать с образами напрямую без нагромождения смыслов и необходимости далеко ходить, чтобы понять, что на экране хорошо, а что плохо, – есть четкое разделение ролей и драма в самой ее сути без лирических отступлений и второстепенных сюжетных линий. При этом фильм, сделанный по тому же образцу, мы с большой вероятностью назовем посредственным, потому что хорошее кино требует не менее хорошей драмы и конфликта (пусть даже и внутреннего), раскрываемого точно не простотой и легкостью повествования.

К тому же мультфильмы – это безопасная зона для встречи со своими базовыми эмоциями, «тренировочный полигон», как говорит психолог и мама четверых детей Виктория Джамгарян, на котором можно увидеть самого себя.

«Все сюжеты знакомы каждому по собственному жизненному опыту: одиночество, семья, мечты, и за счет такой универсальности легко сопоставлять себя с нарисованными персонажами и вместе с ними проходить их и свой путь. В психологии есть даже такой инструмент, как кинотерапия, позволяющий получить психологическое воздействие максимально щадящим образом через отождествление с героем в похожей ситуации, и мультфильмы могут предложить важное и неочевидное решение, дать силы на то, чтобы просто успокоиться».

Терапия мультфильмами: как современная анимация заменяет нам психологов и учит жизни?

Виктория Джамгарян

Да, современная анимация, как правило, не так далека от реальности, как может показаться на экране, потому что за любыми, даже самыми фантастическими мирами и волшебными ситуациями стоят все те же человеческие характеры, только в максимально упрощенном виде. Так они понятнее детям (все же на них индустрия и рассчитана) и очевиднее взрослым, теряющим суть в повседневных делах: «Каждый взрослый – ребенок в душе, но есть и более психологически сложная причина. Когда мы смотрим мультфильмы, мы возвращаемся в детство, вспоминаем свое поведение в моментах и анализируем его причины, а это хорошая проработка внутренних переживаний, расслабление, которое еще и отвлекает от ежедневной рутины хотя бы на некоторое время», – рассказывает Анна Гусева.

«Храбрая сердцем»

Прикладная терапевтическая польза мультфильмов еще и в выявлении подавленных когда-то чувств и эмоций и в обучении через истории (нам всем нужен пример в трудных ситуациях), а чем ярче впечатление от персонажа, тем сильнее стремление ему соответствовать.

«Чем глубже бездна проблем, тем больше мы ценим внутренний ресурс, позволяющий их решить. Типичный сюжет сначала знакомит нас с протагонистом, окунает в его жизнь, потом сталкивает с препятствиями, негативными эмоциями и потерями и только потом, после приложенных усилий (и, возможно, не с первой попытки), дает нам ощутить счастье. Прожив это, мы примеряем на себя волю, ум, упорство, дружбу – то, что в итоге позволило герою справиться. Четверть терапевтических технологий (визуализации, сказкотерапия, регресс и далее по списку) работает ровно по этой же схеме, и в этом смысле подходящий мультфильм в подходящее время вполне может заменить сеанс с психологом», – говорит Евгений Идзиковский.

Так что, на терапию?

Источник: peopletalk.ru

Похожие записи

Оставить комментарий