Красавчики с белоснежной улыбкой, настоящие мачо, герои блокбастеров, спасители мира, интеллектуалы и обольстители – повышенное внимание к мужским образам в кино было обеспечено еще со времен немых фильмов. Это было в 20-е годы прошлого столетия, и с тех пор представления о «настоящем мужчине» на экране неоднократно претерпевали изменения, а культовыми персонажами, в разное время формировавшими целые поколения, становились Джеймс Бонд, Люк Скайуокер или Индиана Джонс. Как ролевые модели для общества мужские образы почти всегда отвечали требованиям времени, и сегодня, в эпоху #MeToo, новой этики и сильных женских характеров как в искусстве, так и в жизни, тоже адаптировались к изменениям: теперь вместо повсеместных героев боевиков и вестернов на экране все чаще появляются профеминисты (Ньют Саламандер в «Фантастических тварях», Стив Тревор в «Чудо-женщине», Макс Рокатански в «Безумном Максе») или тонкие персонажи, как в «Девушке из Дании» и футуристической драме «Она».
В главный мужской праздник, 23 Февраля, вспоминаем, как менялся подход к изображению мужественности от десятилетия к десятилетию.
Немые комедианты
Чарли Чаплин стал одним из первых узнаваемых мужских героев в кино и завоевал любовь зрителей сразу же после премьеры дебютного короткометражного фильма «Детские автомобильные гонки» в 1914-м.
«Малыш»
Созданный им Бродяга Чарли был веселым и добрым романтиком, который живет, как ему хочется, часто попадает в переделки, но всегда заканчивает свои истории на позитивной ноте.
Он оставался на пике популярности еще около 20 лет, но публика уставала от плоских комедийный зарисовок, поэтому и Чаплин становился глубже и местами даже драматичнее: в фильме «Малыш» (1921) он, например, борется с социальной несправедливостью, а «Новые времена» (1936) показывали изменившийся мир индустриального общества во времена Великой депрессии в США.
«Короли Голливуда»
С появлением в фильмах звука (это случилось в 1927-м) изменились и требования к актерам: теперь вместо выразительной мимики, яркой внешности и театральности кинематографу были нужны харизматичные красавчики с низким голосом и белоснежной улыбкой.
Такие парни были способны и победить зло, и завоевать даму сердца, а еще, как правило, оказывались первоклассными певцами и танцорами – неудивительно, что в 30-е такой мужской образ возвели в культ, а Хамфри Богарта, Кларка Гейбла, Кэри Гранта и другие актеры стали звездами первой величины.
«Касабланка»
«Унесенные ветром»
«Шарада»
Все трое, кстати, признаны Американским институтом киноискусства величайшими звездами в истории кино, а Кларк Гейбл получил статус короля Голливуда.
Образцовые парни
Пока на экране в 30-е блистали голливудские иконы в костюмах с бабочками, в Америке разгоралась Великая депрессия, которая позже, к 40-м, приведет к появлению нового типа мужского персонажа. Общество требовало пример для подражания, образец, за которым можно следовать, и Голливуд ответил неоднозначными героями, переживающими масштабные внутренние перемены.
«Гражданин Кейн»
Причем иногда это были антипримеры, как в случае с «Гражданином Кейном» (1941) Орсона Уэллса, где главный герой – медиамагнат Чарльз Фостер Кейн – из «слуги народа» превратился в корыстного тирана, использующего власть и деньги в своих интересах.
Его образ для американского зрителя стал символом краха капитализма и наглядным примером человека, свернувшего с праведного христианского пути, а саму драму следующие несколько десятилетий называли лучшим фильмом всех времен и народов.
«Эта замечательная жизнь»
Позже, в 1946-м, уже после окончания Второй мировой войны, на экраны вышла картина Фрэнка Капры «Эта замечательная жизнь», в центральном персонаже которой каждый житель Америки мог узнать себя: в погоне за «американской мечтой», не выдержав навалившихся финансовых, семейных и личностных проблем, главный герой решает покончить с собой, но явившийся к нему ангел помогает понять, что его жизнь не так уж и плоха.
В свое время эта драма попала идеально: общество нуждалось в духоподъемных историях и вере в светлое будущее после экономического кризиса, волны самоубийств и растущего уровня преступности, а «Эта замечательная жизнь» давала тот катастрофически необходимый «хэппи энд».
«Бонд, Джеймс Бонд» и возрождение вестерна
На смену примерному и заботливому семьянину, популярному в начале 40-х, пришли секретные агенты и шпионы – настоящие джентльмены и первоклассные бойцы. Это случилось с началом Холодной войны, в 60-х, когда хотелось верить в кого-то сильного и почти неуязвимого, и такой герой как раз был на страницах романов британского писателя Яна Флеминга.
Экранизации историй о секретном агенте разведки MI6 Джеймсе Бонде имели огромный успех и сделали звезду мировой величины из Шона Коннери, а затем и из других актеров, бравшихся за роль: среди них Роджер Мур, Тимоти Далтон, Пирс Броснан и Дэниел Крейг, который попрощался с бондианой только в прошлом году, посвятив ей 15 лет своей карьеры.
Шон Коннери
Роджер Мур
Тимоти Далтон
Пирс Броснан
Дэниел Крэйг
007 отличался немногословностью, решительностью, профессиональным владением оружием и, конечно, приличным списком любовниц (этот тип женских образов на экране так и называется – «подружка Бонда») – что еще нужно для спасения мира?
Вообще, шестой десяток XX века стал плодотворным на новые образы, и вместе со шпионскими боевиками свой расцвет переживал вестерн.
«Хороший, плохой, злой»
Когда на экраны вышла «Долларовая трилогия» Серджио Леоне («За пригоршню долларов», «На несколько долларов больше», «Хороший, плохой, злой») с Клинтом Иствудом в роли бесстрашного ковбоя, интерес к жанру возрос до небес, а самого актера сделал иконой.
По сути, его «человек без имени» был аналогом современных супергероев – сильным, искренним и обожаемым женщинами. Разве что без сверхъестественных способностей.
Дон Корлеоне и «свой парень»
70-е прошли для кинематографа под эгидой революции в гангстерском кино и эры блокбастеров.
Сначала, в 1972-м, на экраны вышел «Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы, культовый и один из лучших в истории фильм, настоящий учебник для понимания драматургии со ставшими классикой мужскими образами в исполнении Марлона Брандо, Аль Пачино и десятка других актеров первой величины. Во-первых, это было очень стильное кино в лучших традициях мафиози, во-вторых, оно на отлично справлялось с целью показать преемственность поколений, суровость жизни и исключительного бандита, заботящегося о близких, которому сопереживаешь, несмотря на всю его жестокость. «Крестный отец» положил начало одному из самых грандиозных эпосов в индустрии, а зрителям подарил вечные архетипы.
«Крестный отец»
Позже, в 1975-м, с премьерой «Челюстей» Стивена Спилберга в кино началось засилье блокбастеров. Для своего времени (да и сейчас) этот фильм был шедевром, отсюда и 260 миллионов долларов кассовых сборов при бюджете в 7 миллионов, и три «Оскара», и тренд на высокобюджетные масштабные картины, рассчитанные прежде всего на прибыль.
«Челюсти»
Конечно, с новым жанром пришли новые мужские персонажи – теперь они отвечали потребностям не только американского зрителя, а были рассчитаны на международный рынок, хотя по характеру оставались теми же сильными, уверенными и готовыми в любой момент спасать планету. Просто теперь это был «свой парень».
Образцовым героем того времени стал ближе к 80-м Люк Скайуокер, впервые появившийся в космической саге Джорджа Лукаса «Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда» (1977).
«Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда»
Он был, к слову, первым «внеземным» героем в кино, а еще образцом для Индианы Джонса, Марти Макфлая, Джона Макклейна благодаря типажу парня, который обнаруживает спрятанную в себе силу.
По такому сценарию в дальнейшем будут строиться десятки блокбастеров, завоевавших признание публики: «Назад в будущее», «Крепкий орешек», даже современный «Аватар».
Супергерои
На рубеже XX и XXI веков Голливуд взялся за комиксы, но экранизировал их неохотно – студиям казались бесперспективными фантастические истории о людях со сверхспособностями, которые сегодня смотрят повсеместно. Ставку делали в основном на мультфильмы и телесериалы, но случались и успешные исключения: «Бэтмен» Тима Бертона с Майклом Китоном в 1989-м, например, сделал Темного рыцаря культовым персонажем, собрал 411 миллионов долларов при бюджете в 35 миллионов, получил высокие оценки и вдобавок «Оскар» за декорации, а «Супермен» 1978-го прославил Кристофера Рива.
На самом деле окончательно индустрия сдалась комиксам только в начале нулевых, в 2002-м, когда «Человек-паук» с Тоби Магуайром сорвал куш и принес Sony Pictures Entertainment больше 800 миллионов долларов. Народ требовал зрелищ, а более благодатного поля, чем комиксы, пожалуй, для этого не было.
«Человек-паук»
Вместе с так называемой супергероикой кино получило новый мужской типаж – это были доведенные до совершенства сверхлюди, неуязвимые борцы за справедливость, которые обязательно побеждали зло и спасали мир от уничтожения. Чаще всего они, правда, оказывались одиночками – все-таки никому не хотелось подвергать опасности близких.
«Думайте! Это теперь сексуально»
Так говорил Шерлок Холмс в исполнении нашего любимого Бенедикта Камбербэтча.
«Умница Уилл Хантинг»
Да, в начале нулевых, пока миллениалы делали кассу фильмам о Железном человеке, Бэтмене и Супермене, другая часть Голливуда решила поставить на ум и возвести его в списке характеристик персонажа на первое место.
Так в кино появились настоящие интеллектуалы, решающие проблемы без применения силы: Джон Нэш в «Играх разума» (2001), Уилл Хантинг в «Умнице Уилле Хантинге» (1997), даже Тони Старк в «Железном человеке» (2008), который называл себя сначала гением, а уже потом миллиардером, плейбоем, филантропом.
Новая мужественность
Новая этика, движение #MeToo, независимые женщины в главных ролях, конечно, заставили Голливуд пересмотреть свой подход к изображению мужчин.
Революционным в этом плане стал фильм «Филадельфия» 1993-го, в котором Том Хэнкс исполнил роль адвоката, уволенного с работы из-за того, что он – больной СПИДом гомосексуалист. «Филадельфия» была одним из первых примеров массового кино, изображающего ЛГБТ-сообщество не в комичном ключе, как это делали раньше (например, в «Тутси» 1982-го). Искусство становилось свободнее, и в прокат начали проникать герои, о которых раньше старались даже не говорить. Это были тонкие персонажи, не скрывающие и не боящиеся эмоций и чувств, ищущие себя и переосмысляющие то, что еще вчера им навязывали как единственно допустимую норму. Так появились «Горбатая гора» (2005), «Харви Милк» (2008), «Девушка из Дании» (2015) с абсолютно прекрасной игрой Эдди Рэдмейна в роли первой трансгендерной женщины, «Она» (2013), «Лунный свет» (2016) и многие другие фильмы.
«Филадельфия»
«Горбатая гора»
«Девушка из Дании»
«Она»
«Лунный свет»
К тому же мужчины, которых нам транслировали с больших экранов, перестали относиться к женщинам как к аксессуарам и заняли профеминистскую позицию.
«Чудо-женщина»
Это видно, например, в «Безумном Максе: Дорога ярости» (2015), где ключевую роль отдали Шарлиз Терон, а Тома Харди сделали ее верным спутником, помогающим освободиться от патриархальных устоев Несмертного Джо, или в «Чудо-женщине» (2017), где балом и парнями, несмотря на их первоначальный скептицизм, правит девушка.
Аксиома «мужчины не плачут» осталась в прошлом, дав кинематографу больше возможностей, чем когда-либо у него было, и вчерашние рыцари и ковбои наконец получили простор для рефлексии. Герой нашего времени – не человек из стали, а «Красивый мальчик» с Тимоти Шаламе или «Стертая личность» с Лукасом Хеджесом, и он тоже может бороться с несправедливостью, но без присущего парням раньше равнодушия. И у него получится не хуже.