Волшебный фонарь маяка

Фильмы ужасов, или хорроры, традиционно считаются низким жанром киноискусства. Но американец Роберт Эггерс своей же первой картиной “Ведьма” 2015 года смог доказать, что для настоящего мастера любой жанр может стать поводом сделать шедевр. В январе наконец-то выходит его вторая работа — “Маяк”.

Автор: Глеб Деев

Любое кино — это всегда попытка создать определенную атмосферу. Именно поэтому режиссеров всегда привлекают “костюмные” истории, когда в кадре нужно воспроизвести иной быт. Так проще погрузить зрителя в особое состояние, хотя часто это сложнее сделать с технической точки зрения. Эггерс справляется с этим блестяще. В “Ведьме” он скрупулезно воссоздает быт американских пуритан, за кадром было проделано настоящее культурологическое исследование. И это, конечно, отражается на том, насколько мы, зрители, верим происходящему. В “Ведьме” нет классических пугалок и спецэффектов, присущих традиционным ужастикам, но гнетущая атмосфера, безупречно подобранная музыка, только естественное освещение и намеки на жуткие вещи делают свое дело гораздо лучше, чем компьютерные черти или неожиданные визги.

Всё это в полной мере относится и к новому фильму Роберта Эггерса. Специально отстроенный маяк, самые настоящие бури и ливни в кадре, грандиозное исследование морских верований и обычаев, плюс к этому звездный состав. Здесь всего два актера (не считая русалки), но зато каких! Старый артхаусный волк Уиллем Дефо (“Последнее искушение Христа”, “Отель “Гранд Будапешт”) и симпатяга Седрик из “Кубка огня” “Поттерианы” (или вампир из “Сумерек”, но я не смотрел) Роберт Паттинсон. Паттинсона тут, к слову, вообще не узнать. Вот что делают усы и черно-белое изображение с человеком! Про изображение нужно сказать особо. Фильм не просто черно-белый, но еще и снят на пленку 35 мм, что дает почти квадратную картинку, из-за чего вы сразу как будто переноситесь в фильмы типа “Носферату” или “Метрополиса”, которые уже давно стоят на почетной полке в киноархиве и достаются оттуда по большим праздникам.

О чём же эта история и почему это фильм ужасов? К смотрителю маяка приезжает молодой помощник, и они вместе спиваются, сходят с ума, и, я так понимаю, заканчивается всё убийством, хотя пока об этом точно сказать невозможно: нужно посмотреть. А фильм ужасов, причем первоклассный, он потому, что самые жуткие и опасные вещи происходят именно там, на границе соприкосновения двух душ, изнывающих от заточения, скуки, страха перед стихией и невозможности переделать другого человека. И если в первом фильме Эггерс исследовал женскую темную природу, то теперь он показывает нам отвратительную изнанку души мужской, которая так ярко проявляется в любых местах, где мужики оказываются запертыми друг с другом. Нужно отдать должное как режиссеру, так и актерам: по всему понятно, что с художественной задачей они справились блестяще, поэтому “Маяк” уже несколько месяцев (с момента выхода первого трейлера) является вожделением для киноманов.

Напоследок рискну предложить вам не фильм, а музыкальный альбом. В 1991 году Стинг выпустил пластинку The Soul Cages в память о своем отце, насквозь пропитанную соленым морским ветром и байками старых моряков. В основе альбома легенда, что морской дьявол забирает души утонувших моряков и держит их в клетках на дне. И находится смельчак, который решает вступить в противоборство с дьяволом, чтобы спасти эти души. Вот только состязание с ним не совсем обычное, а, может, для портовых людей, наоборот, самое обычное: кто кого перепьет. Грустная и горькая история, с какой стороны ни посмотри, но вот чего у нее не отнять, так это яркого вкуса, пусть и совсем неприятного. Точь-в-точь, как и у “Маяка”.

Похожие записи