В них ходят абсолютно все!

“В этой жизни я жалею лишь об одном: что джинсы придумал не я”, — сказал как-то Ив Сен-Лоран. А where Minsk решил проследить историю этого легендарного предмета одежды.

 

Анастасия Лагода

Для того, чтобы придумать джинсы, Иву Сен-Лорану пришлось бы родиться как минимум в середине XIX века. Формальной их датой рождения cчитают 20 мая 1873 года, когда Джейкоб Дэвис и Леви Страусс получили патент №139121 на создание рабочих комбинезонов из денима. Так что этой весной мы отметили 146-ую годовщину уникального в своей вариативности элемента гардероба.

Крепкие и практичные

История возникновения джинсов тесно связана с именем Леви Страусса (основателя Levi`s) – бельгийского переселенца иудейского происхождения, хотя уже задолго до его рождения, в XV веке, итальянские матросы носили штаны из парусины – прообраз современных джинсов. Дело было в излишках этой ткани из-за ее ненадобности: парусное судостроение те времена находилось в упадке. В XVII веке горожанки Генуи фланировали по улицам города в плотных саржевых сарафанах, а среди простого мужского населения были распространены потертые синие куртки, которые продвинутые модники-маргиналы носили с поднятыми воротниками. В следующем столетии джинсовый бум докатился до юга Франции, где производство саржи в городе Ниме поставили на поток. Отсюда “дженес”, а затем и “джинс” от итальянского Genova (Генуя) и “деним” от французского de Nimes (“serge de Nimes” дословно “саржа из Нима”). Вот так Италия и Франция дали имена американскому изобретению с еврейско-латышско-бельгийскими корнями: партнер Леви Страусса, Джейкоб Дэвис, придумавший укрепить карманы штанов заклепками от конской сбруи, был латышским эмигрантом.

 

Классические джинсы у нас прочно ассоциируются с Диким Западом, ковбоями, салунами, виски и прериями, с эпохой золотой лихорадки. Тогда, кстати, появился маленький пятый кармашек, в который старатели складывали найденные самородки, а состоятельные граждане – карманные часы. Этот дополнительный карман стал источником вдохновения для рекламной кампании французского оскароносного режиссера Мишеля Гондри. Ролик, созданный в стиле черно-белого road movie, рассказывает о путешествии презерватива в пятом кармашке и о доверии к обладателю классических Levi’s. Кстати, легенда Levi’s – Levi’s 501 – получила свое название весьма прозаическим способом: с 1890 года джинсы стали маркировать номерами партий ткани.

 

 

До 1930-х годов джинсы оставались всего лишь рабочей одеждой – крепкой и практичной. Существует легенда, что некий машинист связал ими два состава и доехал-таки до станции назначения! В 1886 году иллюстрацией этой истории становится кожаная этикетка с изображением двух лошадей, разрывающих джинсовую пару. Но в 30-ые годы XX века ситуация меняется. Цитата Ленина “Из всех искусств для нас важнейшим является кино” для истории развития джинсов явилась эпохальной, ибо именно благодаря голливудским вестернам 30-х годов мода на ковбоев и голубые штаны захлестнула Америку и не только. И когда в 1934 году появились первые женские джинсы, это стало настоящей революцией, ознаменовавшей для прекрасной части населения начало современной женской истории, основанной на принципах равенства и свободы. Годом позже американский Vogue запротоколировал рождение нового исторического периода статьей о ранчо со снимками девушек в голубых джинсах.

 

Сексуальные и актуальные

В 1950-е годы случается настоящее помешательство на теме джинсов. Звезды Голливуда – Мэрилин Монро, Джеймс Дин, Элвис Пресли – с особым шиком носили деним. Он стал символом безудержной сексуальности и нахальной юности. Неизменные кожаные “казаки”, ремень с металлическим наконечником и массивной пряжкой, низко расстегнутый ворот джинсовой рубашки для мужчин и белый провинциальный батист для барышень – вот то, что шло в комплекте с джинсами, представляя их в максимально выигрышном свете.

С наступлением 1960-х джинсы перешли в лагерь хиппи и панк-рокеров. Классический крой сменился клешем и скинни. Но градус сексуальности при подобной трансформация пока не снизился. Хиппи, дети цветов, любовь к обнаженному телу вывели в виде формулы сочетания штанов клеш и прозрачных блуз, под которыми ничего не было. Они разрисовывали свои тела психоделическими узорами, превратившими акт инициации благодаря тому же Vogue в актуальную и смелую тенденцию.

 

Нонконформистские и оригинальные

Нефтяной кризис 1972-73-го повлек за собой экономический спад и исчезновение из рядов покупательниц огромного количества максимально платежеспособных восточных “нефтяных” красавиц. И привел на сцену “антимоду”, когда дозволялось носить что угодно, лишь бы соблюдалось главное условие: всё должно выглядеть ненормально. Джинсы превратились из объекта, создающего сексуальное настроение, в униформу нонконформистов. И в 1971 году Леви Страусс с полным на то основанием получил награду Coty Award – премию американской модной индустрии за свои голубые джинсы. В них ходили абсолютно все! Мужчины и женщины, богатые и бедные… Линялые и выцветшие брюки выглядели так, словно их носили много-много лет и не собираются снимать до самой смерти. Для женщин они стали возможностью демонстрировать абсолютное равнодушие к моде и символом радикального феминизма. Джинсы 1970-х получили повсеместное распространение, но стерли межполовые различия.

Параллельно этому унылому и скучному направлению на солнечной плодородной земле Италии начинают проклевываться наглые ростки безудержной в своей фантазии сочной моды на роскошный деним. Роберто Кавалли в результате своих случайных экспериментов с кожей получил новую технологию окрашивания и, как следствие, совершенно новые возможности использования кожи в производстве одежды. Купленный задешево контейнер бывших в употреблении джинсов из американских тюрем он тщательно выстирал, получив задолго до изобретения “вареных” джинсов уникальный “стираный” деним. Соединив кожу и деним, обработанные по изобретенной им технологии, Кавалли сшил из них брюки, мини-платья, плащи, куртки и представил коллекцию на Ярмарке моды 1972 года во Флоренции. Так он утвердил за собой статус Мастера, великолепно чувствующего женское тело и облекающего его в роскошные одежды.

Мир моды получил неограниченные возможности и огромное поле для экспериментов с джинсовой тканью. Ее стирают добела, варят в технике деграде и tie dye (дословно “завяжи и покрась”), трут галькой (джинсы потом носят гордое название stone washed), режут и рвут, сочетают с другими материалами, используя технику пэчворк, инкрустируют камнями и кристаллами, наносят краску и вышивку, вплетают эластичные или золотые нити… Деним различается по плотности, и истинных ценителей классики ни за что не прельстишь 10-унцевыми штанами – минимум 12-13-унцевые stone washed, идеален 15-унцевый индиго (необработанный сырой деним), 20-унцевый вариант – на любителя пожестче (их действительно можно ставить в угол!).

 

Мода, впитавшая полвека

В завершение краткого исторического экскурса заглянем в джинсовый калейдоскоп: сегодня он невероятно красочен и разнообразен. Мода этого сезона практически ничего не отвергает, она наполнена цитатами всех знаковых десятилетий fashion-истории. Вот джинсы-варенки из 1980-90-х – только к классическому голубому дизайнеры добавили другие цвета: черный, серый, фиолетовый. Оттуда же родом и mom jeans – комфортные брюки с высокой талией. Не успевшие забыться джинсы с низкой посадкой (привет из нулевых!) вывели на подиум Chanel и Zadig & Voltaire. Стиль гранж тут как тут: не сдают свои позиции дыры и рваности, только дизайнеры Missoni, Dolce & Gabbana, Balmain предлагают вывести их из аутентичных 90-х и попробовать носить с элегантными топами и жакетами. Мешковатые карго, кюлоты, палаццо, бойфренды – история с продолжением, начало которой заложено в субкультуре хип-хопа. Джинсы оверсайз, в зависимости от сопутствующих аксессуаров и общего антуража, могут выглядеть абсолютно спортивными или невероятно роскошными. Вышеупомянутый пэчворк Etro и Jeremy Scott возвели в абсолют – но на подобные откровения отважится далеко не каждая модница. Любимая нынче длина брюк 7/8 родом из 50-х, а значит, мы все чуть-чуть соприкасаемся с легендарным стилем Мерилин Монро, Брижит Бардо или Одри Хепберн.

Итак, нынешнее лето вытряхнуло всё содержимое чемодана с джинсами, сложенными туда с целью отдать маме на дачу или сестренке для быстрой смерти в ее экспериментах, и бережно расфасовало по пакетам с этикетками “Неограниченный срок годности”. Ив Сен-Лоран не напрасно сожалел о своей непричастности к изобретению джинсов: они прекрасно бы вписались в его послужной список наряду с придуманным им женским смокингом, прозрачной блузкой, стилем сафари, бушлатом и платьем-трапецией. В любом случае, почетное место на Аллее модной славы ими пожизненно занято.

 

Похожие записи