Скульптор из метро

40 лет назад крупнейшие газеты США опубликовали некролог, сообщавший, что в воскресенье 24 января в своем доме в возрасте 85 лет скончалась одна из самых именитых американских скульпторов Башка Паефф (Bashka Paeff). В тот 1979 год в ее биографии закрылись скобки, в которых обычно указывают годы жизни. А открыты они были в 1894 году в Минске.

Настасья Костюкович

Хотя ее биография началась в Минске, который Башка всегда указывала как место своего рождения, родной город она не помнила. Да и не могла, ведь ее семья покинула Российскую империю в многолюдном потоке эмигрантов, когда девочке был всего год. Причиной отъезда семьи были еврейские погромы, сотрясавшие земли, входившие в черту оседлости. Когда Паефф добрались до американского берега и осели в районе North End в Бостоне, в семье было шесть детей. Их маленькая тесная квартирка всегда была наполнена звуками музыки, ведь по доброй еврейской традиции дети обязательно должны были учиться играть если не на скрипке, то на фортепиано.Бесси, так на американский лад звали девочку, рисовала охотнее, чем занималась музыкой. Чтобы развивать этот очевидный талант дочери, в возрасте 13 лет родители направили ее в бостонскую школу искусств Normal Art School. Среди прочих художественных дисциплин тут были основы скульптуры, которые вел Сайрус Эдвин Даллин, прославившийся серией монументальных фигур американских индейцев. Это он посоветовал талантливой Бесси Паефф после окончания школы продолжить образование в престижной Museum Art School. Даллин рекомендовал свою лучшую ученицу еще одному “эталонному” американскому скульптору Белле Лайону Пратту. Под его руководством талант Паефф расцветает: за три года обучения она удостоилась самого большого числа наград и призов за всю историю Museum Art School. Показав столь выдающиеся достижения в учебе и творчестве, Бесси получила право на денежную стипендию — весьма кстати для ребенка из многодетной семьи иммигрантов.

Каким бы талантливым художник ни был, только оплаченные заказы приносят каждодневный хлеб. Их не было, и, чтобы иметь средства к существованию, стипендиатка престижной художественной школы устроилась работать в бостонское метро. Она выдавала жетоны на станции Park Street, а в каждую свободную минуту лепила фигурки из глины, сделав случайных пассажиров своими моделями. В любой, даже самой краткой, биографии Паефф вы найдете рядом с ее именем определение “subway sculptor” (“скульптор из метро”). Рядом со станцией, где работала Бесси, расположен Бостонский городской сад, куда она не раз ходила на прогулки. Именно в этом парке находится сегодня одна из самых известных ее работ – фонтан “Мальчик и птичка”. Эта очень реалистичная скульптура была столь популярна и любима жителями Бостона, что всенародная слава стала причиной ее похищения. Преступника так и не нашли, как и саму скульптуру, но фонтан по просьбам горожан восстановили, сделав точную копию работы Паефф.

После окончания учебы скульптор отправилась за новыми впечатлениями и опытом в Нью-Гэмпшир, легендарную артистическую колонию, основанную композитором и филантропом Эдвардом Макдауэлом и его женой. Через эту территорию свободного творчества прошли за 25 лет около 15 000 личностей, в том числе 86 лауреатов Пулитцеровской премии, 15 обладателей “Грэмми” и 8 “оскароносцев”.

Приблизительно 1915 годом датируется появление творческого псевдонима Bashka Paeff. Необычное имя “Башка” было ласковой формой имени, которым Бесси называли дома родные. Выйдя замуж за профессора романских языков Бостонского университета Сэмюэля Ваксмана, она официально стала Mrs. Samuel Waxman, но в историю американского искусства вошла именно как Башка Паефф.

Будучи весьма бескомпромиссным и неподкупным творцом, Паефф запечатляла в своих скульптурах только то, что любила больше всего — животных и детей — и что больше всего ненавидела – войну. Эти две темы прославили ее. Война вмешалась в ее биографию, когда вдруг сорвалась долгожданная стажировка в мастерской Огюста Родена из-за начавшейся в Европе Первой мировой. В январе 1917-го (за несколько месяцев до того, как Соединенные Штаты объявили войну Германии) Башка представила на выставке Гильдии американских художников барельеф “Демон войны”, в котором впервые заявила свою непримиримую антимилитаристскую позицию. Барельеф не сохранился (его уничтожил муж Башки вскоре после ее смерти), однако из описаний работы современниками можно предположить, что это было произведение, в котором война имела “сатанинское обличие”.

Паефф было всего 20 лет, когда она создала одну из самых значительных своих работ – Мемориал солдат и моряков, установленный в John Paul Jones Park в Киттери, штат Мэн. Работа над мемориалом началась в 1924 году по заказу губернатора штата. Когда через год власть в Мэне сменилась, новый глава потребовал внести изменения в произведение, смягчив натуралистичные изображения ужасов войны. Паефф внесла коррективы, однако позиции своей не изменила: “… мы должны создавать памятники, которые заставляли бы ненавидеть войну, а не восхищаться подвигами”. За свою жизнь Паефф создаст несколько значительных пацифистских мемориалов, установленных в разных городах США.

Талант портретистки был еще одной чертой Башки Паефф. Она создавала портреты только тех, кого по-настоящему уважала. Одна из первых ее таких работ – бюст Джейн Аддамс (президента Международной женской лиги за мир и свободу), которая 91 раз была номинирована на Нобелевскую премию мира и наконец в 1931 году получила ее. Башка вылепила бюст Мартина Лютера Кинга и одного из самых значительных юристов в истории США — Оливера Уэнделла Холмса, автора ключевого трактата по американскому праву и убежденного пацифиста.

Благодаря славе портретиста и знакомству с влиятельными людьми своего времени, Башка Паефф удостоилась чести создать скульптуру первой в истории США собаки, ставшей героиней первых газетных полос, — эрдельтерьера по кличке Laddie Boy, любимца 29-го президента США Уоррена Гардинга. Заказ Башка получила уже после его смерти в 1923 году. Чтобы почтить память Гардинга, начинавшего карьеру разносчиком газет, почтальоны собрали 19 134 пенса пожертвований на необычную скульптуру – фигуру четвероногого любимца своего экс-коллеги. До установки в 1927 году памятника эрдельтерьеру, который позировал Башке Паефф в ее мастерской, не дожила и вдова президента. А вот сам Laddie Boy присутствовал на открытии перед зданием Смитсоновского института и еще не раз появлялся на страницах американской прессы уже в компании семьи следующего президента и его питомцев.

Башка Паефф прожила долгие 85 лет, пятьдесят из которых посвятила творчеству в ставшем для нее родным Бостоне. Но Минск, в котором она провела лишь первый год жизни, навсегда остался вписанным в ее длинную биографию.

Похожие записи