Сеть городских журналов Where Magazines:
в 70 городах мира c 1936 года

Забытый двадцатый

22.07.2014
 
 
Петербургский органист Михаил Мищенко

В Белгосфилармонии выступил известный петербургский органист Михаил Мищенко. Накануне концерта музыкант ответил на несколько вопросов where Minsk.

— Какова основополагающая идея вашего концерта в Минске?

— У нынешней программы несколько "историй". Во-первых, большая ее часть представлена произведениями не самых известных композиторов, таких как Готфрид фон Айнем (Австрия), Джон Айрленд, Ратленд Боутон, Перси Уитлок (Великобритания), Мейнрад Шюттер (Швейцария). Это все музыка ХХ века, очень разная в смысле благозвучия. Отсюда и название программы — "Забытый двадцатый". Эту музыку интересно и слушать, и играть. Она понятна ничуть не менее Баха. Скорее, даже наоборот. Во-вторых, программа не полностью сольная органная, в нее включены также произведения для альта и гобоя, как сольные (без органа), так и для ансамбля с органом. Финальным номером прозвучит единственное в этой программе трио для гобоя, альта и органа — маленькая хоральная партита Гюнтера Маркса, немецкого композитора церковной музыки. Моими партнерами выступают превосходные музыканты: альтист Борис Баринов и гобоист Артем Исаев. В-третьих, много музыки и участников потребовали много частей в программе: наш концерт не в двух, как обычно, а в трех отделениях. В концертной практике такое иногда бывает. Разнообразие и интерес к новому, очень надеюсь, заставит слушателей забыть о двух долгих часах музыки. 

— Известна ваша особая любовь к "северной" музыке стран Скандинавии. Это как-то связано с северной столицей России?

— Это все единый мир Севера. Вернее, его внешне наиболее заметная и привлекательная часть. К тому же и исторически, и ландшафтно Петербург через близкую Финляндию непосредственно граничит со скандинавским Севером. В этой части Севера с наибольшей отчетливостью проступает важнейшая в истории европейского искусства, как и в общей истории Европы, коллизия двубытия, Юга и Севера. Иными словами, германского и романского миров. В сущности, Север — это единый большой германский мир — мир мысли и философии, томящейся "фаустовской души", вообще романтизма. Естественно, северянам близка и понятна музыка Севера.

— Есть узнаваемые с первых же аккордов произведения. А вы играете неизвестную для многих музыку. Как ее воспринимают слушатели?

— Музыкальное просвещение начиная с XVIII века приучало всех к мысли об исключительности искусства вообще и музыки в особенности. У этой идеи были и есть свои издержки: исключительность легко оборачивается герметичностью, непонятностью и еще — хрупкостью. Музыка, мол, язык сложный и трудный для понимания, его легко утратить раз и навсегда. Малопонятное и без того хрупкое делалось еще более непонятным, к тому же разрушалось, исчезало на глазах. Раз так, во-первых, дайте нам попроще, полегче. И, во-вторых, давайте собирать, реставрировать, реконструировать, исследовать уцелевшее и играть его "аутентично". Так, музыка на наших глазах перестает быть средством общения, действительно языком, но превращается в некий набор узнаваемых сигналов. Случилось, кажется, непоправимое: Бах — это понятно, а Шенберг непонятен. Но это опасное заблуждение! Если вы понимаете Баха, то и Шенберга не понять не можете. Просто не надо требовать от музыки, чтобы она ласкала ваше ухо. Она не для того нам дана. Главное, чтобы слушатель был бы способен внимать новому и не требовал бы от органиста непременно Баха.

Автор: Ирина Акулович

Комментарии

Популярные события

Выходные в городе

Новости

Популярные|Последние
 
 
30 лет создания и овации Канн: velcom Silver ART покажет новый фильм режиссера Терри Гиллиама "Человек, который убил Дон Кихота"
 
 
Ромео и Квазимодо: в Минске покажут уникальное мюзикл-шоу
 
 
Нужно больше IT-специалистов! WG Forge расширяется и объявляет набор на новые курсы
 
 
Презентация детской книги поэта Лены Зински "Детский сад для букварят, или Азбука в стихах"
 
 
Событие для тех, кто продает и покупает: выставка "Мебель-2018"

WhereMinsk.by
в фейсбуке

© 2012-2015, LLC Travel-Press
База данных сайта и всех его поддоменов является интеллектуальной собственностью LLC Travel-Press и охраняется законом.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.