Сеть городских журналов Where Magazines:
в 70 городах мира c 1936 года

Город

Руководитель проекта "Обратный отсчет": "Когда брались за тему Армии Крайовой, историки хватались за голову: "Это будет ваш последний фильм!"

 
 

К проектам белорусских телевизионщиков зачастую относятся со скепсисом. Но документальный цикл "Обратный отсчет", который показывает ОНТ, того явно не заслуживает. О том, как снимаются местами спорные, но практически всегда любопытные фильмы о малоизвестных страницах белорусской истории рассказал руководитель проекта Владимир Бокун.

— Как появилась идея создания самого проекта "Обратный отсчет"? 

— История интересовала меня всегда. Причем история, показанная не через цифры и статистику, а через драму и судьбу простых людей. Первый большой опыт в этом жанре я получил в начале 1990-х годов. Тогда появилась возможность рассказывать истории достаточно откровенно. В то время и возникла трилогия "Официальная версия самоубийства" — три полнометражные работы о жизни Всеволода Игнатовского, Дмитрия Жилуновича и Янки Купалы. Фильм о поэте оказался особенно сложным. Это был новый взгляд на Купалу. Мы смогли сказать, что у каждого — своя правда, и можно сопоставлять правду официальную, которая печаталась в советских учебниках, с тем, что ранее замалчивалось. Например, много писали о Жилуновиче, но о том, как и почему он покончил жизнь самоубийством в психлечебнице, информации не было.

Принцип правды в ее многогранности перекочевал и в "Обратный отсчет". Это один из главных приемов, который использует наш ведущий Александр Суцковер. Почти в каждом фильме мы говорим о публикациях в газетах того времени и о том, что не попало в официальную версию происходящего. Это формирует у зрителей новый взгляд на событие. Мы стремимся создать объемную картину, поэтому и точки зрения у нас разные. Самая сложная задача — сделать документальное кино интересным для зрителя, потому что сама по себе история не всегда так увлекательна, как, например, столь популярный сегодня криминал или мелодрамы.

— В других странах есть нечто похожее?

— Да, есть замечательный канал History, который многие, конечно, знают. Его создатели, как и мы, работают в жанре документальной драмы. Этот формат используют во многих странах, в том числе и на канале History. У нас есть национальные особенности: мы острее выстраиваем интригу и ярче показываем границу между правдой официальной и реальной. Ведь во многих европейских странах большой разницы между трактовками не было. А у нас таких тем оказалось довольно много. Иногда сложно найти идеологические причины, по которым у нас скрывалось то или иное событие.

— В рамках "Обратного отсчета" уже наметилось несколько циклов передач.

— Сегодня у нас уже более десяти фильмов, рассказывающих про "жизнь по-советски". Наши сюжеты полны грустного юмора о моде, красоте и бизнесе в СССР, есть даже фильм "Любовь по-советски, или У нас секса нет". Есть отдельный блок фильмов, посвященных спорту: об истории Олимпийских игр, о легендарном тренере по гандболу Спартаке Мироновиче, и о хоккеисте Руслане Салее. Отдельный большой блок посвящен неизвестным страницам войны. Мы сегодня смотрим на открытые факты прошлого времени и замечаем много нового, особенно в белорусской истории.

Например, мы сделали три фильма про Армию Крайову. В учебниках писали, что на территории Беларуси во время Великой Отечественной войны были только советские партизаны. На самом деле в начале войны против общего врага вместе с нашими партизанами сражались солдаты Армии. Но, как только стала известна информация о трагедии в Катыни, они в одночасье превратились из союзников в неприятелей. Эта драматическая часть нашей истории была неизвестна широкому зрителю. Или другой пример. Солдаты Польского корпуса армии генерала Андерса прославились в одном из самых жестоких сражений союзников при Монте-Кассино. Последний из живущих в Беларуси солдат стал героем нашего фильма. Об этом раньше нигде не писали, хотя в этой армии служили до 10 000 белорусов. Доблестные воины погибли, сражаясь с фашизмом, а их до 1992 года даже не считали ветеранами! Первое время после войны их называли не иначе как "солдаты предателя Андерса".

— Но ведь и сегодня остается много неудобных вопросов. Как вы с ними справляетесь?

— Когда мы брались за тему Армии Крайовой, многие историки хватались за голову: "Это будет ваш последний фильм! Это же закрытая тема!" Но кем и когда она была закрыта? Почему? В нашем проекте действует очень важный принцип, благодаря которому нам удается раскрывать острые темы: мы никогда не позиционируем какой-то субъективный взгляд и не говорим, что вот это было хорошо, а это — плохо. Мы не делаем окончательных выводов. Работая над циклом "Обратный отсчет", я понял: важнее четко сформулировать вопрос, чем на него ответить. Когда мы ставим вопросительный знак, зритель начинает искать ответ вместе с нами. И это личное право каждого — согласиться с исторической правдой или найти свою.

— Каким должен быть в вашем понимании интересный сценарий?

— Это, прежде всего, историческое явление и интрига, в которой до конца непонятно, кто хороший, а кто плохой. Например, в фильме "Моонзунд. Подвиг белоруса" участвовал сын главного героя.

Сам герой, Федор Самончук, во время Первой мировой войны совершил невероятный подвиг: он в одиночку сумел подорвать немецкий корабль и потопить свой, чтобы тот не достался врагу. А сам при этом остался в живых. Федор стал единственным человеком, награжденным в советское время боевым орденом Красного Знамени за подвиг, совершенный в другой исторический период. Благодаря сыну Федора Самончука нам удалось узнать много деталей, о которых не сказано ни у Пикуля в его "Моонзунде", ни в двух экранизациях его книги. Факты, обнаруженные нами, удивили даже историков. Орден Красного Знамени, по словам сына Самончука, его отцу дали, потому что считали его большевиком, как и многих других моряков. Сын категорически отрицает связь отца с большевиками, но едва ли сам Федор Самончук мог сказать об этом в советское время.

— Как проходит съемочный процесс?

— Когда есть хороший сюжет, за дело берется сценарист, который старается выдержать интригу до конца. Сценарии делаются долго, иногда на это уходит полгода. У нас были темы, которые "лежали" и по несколько лет. Например, сюжет про белорусские усадьбы ("Белорусские усадьбы. Взорванный мир"). У нас был прекрасный материал, но не было героя, пока мы не нашли Наполеона Орду, который был художником и свидетелем своего времени.

История белорусских фальварков его затронула лично. В целом производственный цикл одного фильма у нас занимает 3—4 недели, но до этого идет огромная работа над сценарием. У нас очень жесткий ритм: неделя — подготовительный период, неделя — съемочный, 11 дней — монтаж.

— Далеко не всегда можно найти видеоматериал для сюжета, особенно, если события происходили в эпоху, когда не было кинематографа. Есть особые приемы?

— Часто используем реконструкцию, хотя это достаточно дорогое удовольствие. У нас есть несколько источников информации, прежде всего, это наш Дзержинский и зарубежные архивы. Красногорский архив — центральное хранилище хроникальных кинопленок советского времени. Берем материалы из американских, английских, израильских архивов.

Есть у нас еще и такой неожиданный источник, как немые картины и фильмы 1920—30-х годов. Конечно, есть дефицит данных по XIX веку — ну не снимали восстание Калиновского, и все тут! Однако один из первых белорусских фильмов был как раз "Кастусь Калиновский", и там все выглядит очень убедительно.

— А у вас лично есть исторические эпохи, которые вам наиболее интересны?

— Мои предпочтения связаны с тем, что я сам в свое время открыл. Например, тема Польского корпуса генерала Андерса. Впервые я затронул ее еще в программе "Судьба человека": многие белорусы, сражавшиеся при Монте-Кассино, были вынуждены уехать после войны, и уже в наше время они разыскивали родственников. Мы находили их близких, и ветераны армии Андерса приезжали в Беларусь. Это потрясающие сюжеты…

Кроме того, меня очень интересует французская история. Совсем недавно мы закончили работу над сюжетом о Петре Шумове — величайшем фотографе, который жил во Франции. Он родом из Беларуси, в Париже он скрывался от преследований за революционную деятельность в Гродно. Петр Шумов — автор знаменитых портретов Маяковского, Эйнштейна и многих других.

— Наверное, есть сценарии, которые пока пришлось отложить на дальнюю полку?

— Сейчас ждет своего часа материал об интересной судьбе итальянцев в Беларуси во время Второй мировой. Когда Италия вышла из войны летом 1943-го года и Муссолини был свергнут, итальянцы превратились из союзников в заложников, для которых создавались специальные лагеря. Случалось, итальянцы бежали в партизаны.

Значительно сложнее с французами в Беларуси во время войны. Материал лежит уже несколько лет. У нас есть много историй, когда французы, пришедшие сюда в составе нацистских войск, переходили на сторону партизан. У нас даже список из 250 имен есть, но мы не можем найти конкретных героев. Открытий еще великое множество. И белых страниц истории хватит надолго.

Награда нашла героев

"Красногорский фестиваль — крупнейший в Восточной Европе и один из самых известных в мире. Президент фестиваля — знаменитая спортсменка Ирина Роднина. В этом году в нем участвовало более 120 работ из 32 стран. Призов всего пять. Мы, конечно, надеялись на награду в области документального кино, но для нас стало полной неожиданностью, что нам вручили Гран-при.

Фото: Владимир Бокун, Анастасия Мирошниченко (режиссер), Борис Герстен

Все члены жюри единогласно проголосовали за картину "Игры параллельных миров, или Наш ответ Амстердаму", рассказывающей о первой Всесоюзной спартакиаде 1928 года. Приятно, что профессионалы мирового уровня решили, что именно так сегодня должно выглядеть историческое документальное кино, по крайней мере, спортивное".

Автор: Ольга Цветкова

Дата публикации: 01.11.2013

Комментарии

Популярные события

Выходные в городе

ЖурналWhere Minsk

Новости

Популярные|Последние
 
 
Развлечения, мороженое и новые дневники: праздник в честь начала учебного года пройдет в Минске
 
 
Гастроли московского театра "На Малой Бронной"
 
 
Искусство как вызов: Руслан Вашкевич собирает добровольцев для реализации нового художественного проекта
 
 
В Viber появились бесплатные стикеры Тины Кароль
 
 
Юбилейную "Камяніцу" возглавят "Троіца", Joryj Kloc и "Тесто"

© 2012-2015, LLC Travel-Press
База данных сайта и всех его поддоменов является интеллектуальной собственностью LLC Travel-Press и охраняется законом.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.