Сеть городских журналов Where Magazines:
в 70 городах мира c 1936 года

События

Валентин Елизарьев: "Я поддерживаю все новое, если это сделано талантливо"

 
 

Культовый белорусский хореограф Валентин Елизарьев 31 октября на сцене Большого театра Беларуси представит новую редакцию знаменитого балета "Спартак" Арама Хачатуряна, поставленного в Минске в 1980 году. Этой постановкой откроются юбилейные торжества в честь 70-летия хореографа. Следующим событием станет "Юбилейный вечер с участием звезд мирового и белорусского балета", который состоится 2 ноября на сцене театра.

— Насколько изменился балет "Спартак"?

— Спектакли, как и живые существа, имеют свои даты рождения, пики наивысшего развития и время угасания. Балет "Спартак" уже 37 лет в репертуаре театра. Его создавал замечательный авторский коллектив — дирижер Ярослав Вощак и художник Евгений Лысик. Композитор Арам Хачатурян сделал для белорусского театра специальную редакцию. Знаете, как она появилась? Я, тогда молодой автор либретто и хореографии, и Евгений Лысик, автор сценографии, приехали в Москву, чтобы встретиться с автором музыки — одним из самых известных советских композиторов, человеком-легендой с массой регалий уже в солидном возрасте. Хачатурян встретил нас настороженно. Мы рассказали о своем видении балета "Спартак" на минской сцене и попросили сделать под наш замысел специальную редакцию его музыки. На что он сразу сказал: "Нет, сороковую редакцию я делать не буду!" Но мы не отступали, начали излагать ему подробно и "посценно" — какие персонажи остаются, какие появятся и так далее. Видимо, растопили его сердце все-таки своей настойчивостью. Он думал, думал, думал, потом вытащил две бутылки армянского коньяка, поставил на стол, и мы замечательно провели вечер в фантазиях о новом "Спартаке". Он сделал для нашего театра специальную редакцию и даже собирался приехать дирижировать премьеру, но, увы, не сложилось. Этот балет прожил славную жизнь, мы показывали его более чем в двадцати странах мира. Трижды этот спектакль я поставил за границей: в Японии, Турции и Египте. Но время его все-таки коснулось. В обновлении нуждаются не только костюмы и декорации. Нужен пересмотр некоторых сцен — и сольных, и массовых. Я обратился сейчас к нему, чтобы вдохнуть новую жизнь — подготовить исполнителей, которые бы из первых рук получили текст, а не из пятых или шестых, что крайне важно.

— По мнению многих искусствоведов, в белорусском балете очень мощно развит мужской танец. "Спартак" — это квинтэссенция мужского танца. 

— В XVIII—XIX веках в мировом балете царствовали женщины. А в XX веке мужчины начали танцевать по нагрузкам наравне с дамами. Пока эта тенденция продолжается. В белорусском театре, действительно, был такой репертуар, в котором большой удельный вес приходился на мужчин: у нас много интересных мужских партий в различных спектаклях, в том числе в "Спартаке". Так получилось, что я много работал с мужчинами и, без ложной скромности, "приподнял" мужской танец. Но меня всегда вдохновляли и вдохновляют женщины. Через женские образы на сцене очень многое можно сказать, донести, чего не скажешь через артиста-мужчину. 

— Считаете ли вы, что сегодня балет приближен к спорту?

— Нагрузки и у мужчин, и у женщин очень большие. Действительно, грань между балетом и спортом сегодня тонкая. В связи с чем? По моему мнению, у некоторых авторов из балетных спектаклей уходит духовность, а она и является самым главным и в балете, и в искусстве вообще. 

— Как вы относитесь к современному танцу, стилю модерн?

— Слово "модерн" очень прозаично переводится — просто как "новое". Один знаменитый хореограф прошлого определил классический танец как танец на пуантах. Модерн — это отрицание танца на пуантах. К сожалению, модерн мало состоялся в больших спектаклях, чаще всего это обыкновенные миниатюры, очень редко модерн-балет — название на весь вечер. Но я поддерживаю все новое, если это сделано талантливо, и думаю, что все самое лучшее, что есть в народно-сценическом, классическом танце, модерне, должно быть на поверхности. Я не строю свою жизнь на отрицании чего-то, я считаю, что взаимопроникновение всех хореографических жанров обогащает каждое из этих направлений. 

— Насколько интересен для вас драматический театр?

— Я стараюсь ходить на все премьеры в Минске. К хорошим спектаклям отношусь положительно, но после некоторых постановок ухожу с чувством досады. Драматические, как и оперные театры, переживают разные времена — подъема, спада. Мне кажется, у нас очень интеллигентный Горьковский театр. Очень люблю нашу филармонию, у них бывают выступления потрясающих коллективов, солистов, музыкантов. Я из тех слушателей, которые с почтением относятся к этой сцене. Мне нравится фестиваль "ТеАрт". В этом году с нетерпением жду спектакль хореографа Анжелена Прельжокажа — албанца французского происхождения, многие работы которого я видел. Я бы сказал, любое талантливо сделанное произведение в области хореографии меня интересует. А область хореографии — это весь мир, не только балет. 

Дата публикации: 10.10.2017

Комментарии

Популярные события

Выходные в городе

ЖурналWhere Minsk

Новости

Популярные|Последние
 
 
В ночь с 8 на 9 декабря киноманы и эксперты вместе смотрели фильмы-победители международных фестивалей
 
 
К 27-летию семейного предприятия "Явид" в Минске открылся второй салон мебели Yavid
 
 
Huawei объявил предзаказ на флагманский смартфон Huawei Mate 10 Pro
 
 
Ольга Кардаш представила новую капсульную коллекцию
 
 
В Минске дегустировали французские вина

© 2012-2015, LLC Travel-Press
База данных сайта и всех его поддоменов является интеллектуальной собственностью LLC Travel-Press и охраняется законом.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.