Сеть городских журналов Where Magazines:
в 70 городах мира c 1936 года

Архив

Потешные огни

 
 
posterix.com.ua

Существуют страны, в которых производство фейерверков является частью исторического наследия. Яркий тому пример — Япония, где существуют целые деревни и районы, традиционно собирающие изделия вручную. Секреты передаются из поколения в поколение, в очереди на эксклюзив стоят мэрии крупнейших городов, организаторы олимпиад. При создании шедевров японской пиротехники стоимость одного выстрела иногда оценивается в "один фольксваген". 

Сегодня производство фейерверков налажено в ряде стран, но их родиной считается Китай. Одна из легенд рассказывает, что фейерверки были изобретены китайским поваром, который случайно смешал уголь, серу и селитру (эти ингредиенты раньше часто можно было встретить на кухне). Смесь красиво вспыхивала и эффектно взрывалась, будучи помещенной в бамбуковую трубку.

Считается, что в Европу порох из Китая привез путешественник Марко Поло, который, скорее всего, хотел удивить своих соотечественников необычным огненным зрелищем. Иноземная забава пришлась ко двору во многих странах, однако особыми мастерами считались итальянцы. Примерно с XIV столетия фейерверки стали считать видом искусства наравне с живописью или театром. В некоторых странах Европы даже появились пиротехнические школы.

Российская империя входила в число немногих стран, где любили и умели устраивать грандиозные фейерверки. Согласно документам, первые "потешные огни" были запущены еще в 1389 году при Дмитрии Донском. Правда, тогда они устраивались редко и были сплошь привозными, в основном из Германии. 

Особый размах и популярность огненные игрища получили при Петре I. На подобные праздничные мероприятия сил и средств не жалели: это было делом государственной важности. Расходовалось огромное количество пороха, очень дорогого в те дни, сооружались подобия дворцов или театров, которым предстояло сгореть в пламени пороховых зарядов, форсов и шутих.

В 1809 году граф Аракчеев разработал "Положение о фейерверках", которое поставило под контроль государства их производство и проведение. При этом любой желающий мог заказать в военной лаборатории необходимое количество фейерверочных изделий и, собственно, сам запуск фейерверка. 

После 1917 года на несколько последующих десятилетий воспоминания о фейерверках стерлись из памяти. Основной огненной забавой стало сжигание символических врагов революции. Но 6 августа 1943 года после очередной победы, одержанной советскими войсками, Верховный главнокомандующий снял трубку и сказал маршалу Тимошенко: "Победа большая. Надо отметить фейерверком". Перечить Сталину было не принято, и маршал направил правительственную делегацию с миссией на Краснозаводский химический — бывший Императорский патронный завод. Всю ночь рабочие во главе с директором завода "ковыряли" готовые к отправке ракетницы и снаряжали ими 105-й калибр гаубиц. На следующий день салют был произведен. Через неделю — новая победа, а за ней еще и еще. Стало ясно: салюты нужны как мощное оружие пропаганды. 

В советское время салюты были строго канонизированы. Проводились они исключительно три раза в год: 1 и 9 мая, а также 7 ноября. В газетах и по радио появлялись расписания: где, когда и сколько залпов прозвучит. Кроме того, это было дело сугубо военных, с которыми изредка сотрудничали пиротехники "Беларусьфильма". 

Многие фейерверки производятся сегодня по той же технологии, что и сотни лет назад. Однако изменения, без сомнения, есть. Как пример — палитра фейерверка, которая может включать в себя розовый, оранжевый, бирюзовый, что в прошлом было невозможно. В 2004 году в калифорнийском Диснейленде впервые применили технологию запуска с помощью сжатого воздуха вместо пороха, а сами заряды в воздухе взрывались с помощью электронных таймеров.

Дата публикации: 29.12.2016

Комментарии

Популярные события

Выходные в городе

ЖурналWhere Minsk

Рекомендации Where Minsk

Новости

Популярные|Последние
 
 
Кэйко Мацуи выступит в Минске
 
 
Швейцарское джазовое трио Vein выступит с концертом в Минске
 
 
26 октября в Минске выступит итальянский оркестр Джузеппе Верди
 
 
Патрисия Каас презентует в Минске новую пластинку
 
 
На конкурсе Miss Wheelchair World 2017 победила белоруска

© 2012-2015, LLC Travel-Press
База данных сайта и всех его поддоменов является интеллектуальной собственностью LLC Travel-Press и охраняется законом.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.