Сеть городских журналов Where Magazines:
в 70 городах мира c 1936 года

Архив

Фотоархив: железные дороги столицы

 
 

Минск первым из белорусских губернских городов стал крупным железнодорожным узлом, что сыграло немаловажную роль в закреплении за ним столичного статуса. Небольшой экскурс в историю белорусских железных дорог — в нашем фотообзоре.

В 1857 году царь Александр II издал указ, в котором отметил: "Железная дорога, в надобности коей были у многих сомнения еще 10 лет назад, признана ныне всеми сословиями необходимостью для империи". Во второй половине 1860-х годов в правительственных кругах преобладало мнение, что рельсы из Москвы к Бресту следует прокладывать через Могилев—Бобруйск—Слуцк, минуя Минск. Так бы и произошло, но в мае 1868 года "начальником изысканий" строящегося участка Смоленск—Брест был назначен инженер Александр Шпилев. Он еще раз просчитал варианты, после чего стал убеждать руководство изменить намеченную трассу: вместо Могилева вести дорогу через Оршу—Борисов—Минск. Настойчивость увенчалась успехом. К другим населенным пунктам судьба была менее благосклонна. Так, рельсы обошли стороной древний Новогрудок, что надолго определило его "уездную" судьбу.

На фото: такие поезда ходили по железным дорогам Белоруссии во второй половине XIX столетия.

28 ноября 1871 года площадь перед зданием первого минского вокзала — Брестского — была полна народа. Сотни минчан пришли насладиться невиданным зрелищем. По окончании молебна, два пассажирских поезда, окропленные святой водой, двинулись разом: один — в направлении Бреста, другой — на Москву. Немало горожан посетило мероприятие, но в день открытия движения был продан только 21 билет. Назавтра из Минска уехало 82 пассажира. В первые дни эксплуатации участка из-за снежных заносов составы часто застревали в пути. Поезда из Бреста 4 суток не могли пробиться к Минску, из Смоленска — 5 суток. Из почтовых вагонов корреспонденцию вывозили на лошадях. Побеждать "снежную болезнь" белорусские железнодорожники научились довольно скоро. Уже во второй половине 1870-х занесенные участки пути оперативно выявлялись, а к их расчистке привлекали местных крестьян. Координировать масштабные работы помогал телеграф — столбы с проводами тянулись вдоль всего рельсового пути. Между станциями шел постоянный обмен депешами. В "дотелефонную" эпоху служащие железной дороги были едва ли не самыми осведомленными людьми в стране.

На фото: первый вокзал города — Брестский. Здание сгорело в годы гражданской войны. Сейчас приблизительно на этом месте — станция метро "Институт культуры". 

В 1874 году открылось движение по Либаво-Роменской железной дороге: поезда пошли из Прибалтики на Украину через Минск. Начался стремительный капиталистический рост города, оказавшегося на пересечении двух важнейших рельсовых путей. За четверть века Минск превратился в промышленный и финансовый центр.

На фото: мост, сооруженный при строительстве Либаво-Роменской железной дороги. В измененном виде строение существует и в наши дни: разделяет улицы Мясникова и Московскую. Рельсы под мостом предназначены для конки — тогдашнего общественного транспорта Минска. 1890-е годы.

В середине 1870-х годов пассажиры из тесных дилижансов пересели в комфортабельные вагоны. Иными стали скорости. Если прежде путь из Риги в Москву длился около недели, то теперь — менее двух суток. Конечно, дорога не была идеальной. Путешественникам, обремененным вещами, доставляла немало хлопот пересадка в Минске. Брестский вокзал располагался в районе нынешней станции "Институт культуры", Виленский — на месте современного вокзала. Понимая, что деваться пассажирам некуда, извозчики норовили взять с них двойную, а то и тройную плату. Прекратились эти безобразия в мае 1892 года, когда начала действовать минская конка. Ее первая линия связала оба вокзала по Бобруйской улице, вторая протянулась от Виленского вокзала к Соборной площади (ныне — пл. Свободы). Спустя пару лет Брестский вокзал также был соединен конкой с центром города.

На фото: Либаво-Роменский железнодорожный мост. Слева — вагон конки, двигающийся по направлению к Брестскому вокзалу.

Проект постройки Либаво-Роменской железной дороги "пробивал" губернатор Риги князь Суворов — внук легендарного полководца. В результате в Минске появился второй вокзал — Виленский. Первым начальником этой станции стал Василий Склифосовский — брат известного хирурга. Каменное здание с двумя башенками оказалось удивительно долговечным: в 1940 году был надстроен второй этаж, и в таком виде оно простояло еще более 50 лет. Сегодня на этом месте новый вокзал из стекла и бетона.

На фото: вид на Виленский вокзал со стороны железнодорожных путей. Начало ХХ века.

В 1893 году Российская империя подписала торговое соглашение с Францией, в 1894-м — с Германией и Австро-Венгрией. Поток пассажиров и грузов через Минск существенно возрос. На здешних вокзалах можно было увидеть пассажиров из многих стран Европы.

Железнодорожники в начале XX века считались людьми состоятельными. Обычный стрелочник зарабатывал в два раза больше, чем слесарь на фабрике. Сотрудники железной дороги имели больше возможностей для улучшения своих жилищных условий; целые районы Минска застраивались их добротными одноэтажными домами. Так, в 1920-е годы Серебрянку нередко называли Железнодорожным поселком.

На фото: в 1930-е годы бывший Виленский вокзал был единственным в Минске.

На фото: лучшая проводница минского резерва Е. Янушкевич принимает в вагон новых пассажиров. 1954 год.

На фото: в детской спальне комнаты матери и ребенка Минского пассажирского вокзала. 1956 год.

Дата публикации: 26.09.2013

Комментарии

Популярные события

Выходные в городе

ЖурналWhere Minsk

Рекомендации Where Minsk

Новости

Популярные|Последние
 
 
В Минске дегустировали французские вина
 
 
Благотворительный фонд "Белый аист" отметит свое пятилетие пятью концертами
 
 
7 декабря в декор-центре "Ойкос" пройдет заседание клуба "Архи-Дизайн"
 
 
С 13 декабря по 10 января пройдет культурно-гастрономическая акция с участием французской принцессы
 
 
В начале 2018 года пользователи домашнего интернета velcom перейдут на voka и получат 4K-контент

© 2012-2015, LLC Travel-Press
База данных сайта и всех его поддоменов является интеллектуальной собственностью LLC Travel-Press и охраняется законом.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.