Сеть городских журналов Where Magazines:
в 70 городах мира c 1936 года

Как у них?

Теория игр

 
 

Зачем взрослому человеку играть и как научиться выигрывать.

Не зная нужной стратегии, назвать правильный ответ практически невозможно. А в книге "Теория игр" ее авторы Авинаш Диксит и Барри Нейблафф на пальцах объясняют, как победить в любой сложной игре. Теория игр — это раздел прикладной математики, который изучает стратегии решения самых разных задач. Слово "игра" здесь синоним конфликта, где столкнулись интересы двух или нескольких сторон. Игровая форма позволяет воспринимать любую ситуацию "понарошку": остается только здоровый азарт, а привязанность к результату не мешает думать над решениями.

Дети в песочнице учатся отвоевывать территорию или меняют шоколадку на фломастеры — это маленькие модели большой теории. Чем старше становится человек, тем серьезнее игры и выше ставки. В математической теории все "по-взрослому": она имеет под собой научное объяснение и одобрена Нобелевским комитетом. Теорию активно используют в бизнесе. Согласно ей, в игре есть пять составляющих: игроки, добавленная стоимость, рамки, правила и тактика. Умение в нужный момент пользоваться этими инструментами поможет заготовить разные ходы, заглянуть в карты соперника и в нужный момент достать джокера. Как работать с элементами игры, легко понять на примерах.

Замена игроков

Coke и Pepsi выпускают диетическую газировку, для производства которой нужен NutraSweet — низкокалорийный заменитель сахара. Его поставляет компания-монополист Monsanto, которая защищена патентом на производство продукта. Однажды на рынке появляется Holland Sweetener Company, которая тоже производит заменитель сахара. Monsanto, не теряя времени, заключает долгосрочные контракты с компаниями, предлагая им скидку, тем самым выбивая почву из-под ног новичка. Coke и Pepsi остаются с проверенным поставщиком, хотя конкуренция им на руку: они сэкономили на контрактах. В данном случае HSC появился на рынке по собственной инициативе, а мог бы — в сотрудничестве с Coke и Pepsi: компании могли использовать подставное лицо для ослабления позиций монополиста.

Набить цену

Как компании зарабатывают? Они увеличивают добавленную стоимость: укрепляют позиции бренда, улучшают качество продукта и повышают лояльность покупателей. Но этого мало, надо еще обойти других сильных конкурентов. Этому можно поучиться у производителя видеоигр Nintendo (того самого, что выпускал 8-битную игру о Марио). Компания делила рынок еще с двумя крупными игроками Toys "R" Us и Wal-Mart. Для того чтобы установить свои правила игры, в Nintendo создали дефицит: выполняли заказов меньше, чем поступало. Когда стало ясно, что не каждый ритейлер получит популярный товар в полном объеме, покупатели стали выстраиваться в очереди, а магазины — увеличивать заказы. Фирма оказалась вне конкуренции: дети хотели играть только в незатейливые приключения водопроводчика, который по популярности затмил Микки Мауса, а разработчики жаждали писать новые программы для приставок компании. Это пример того, как недостаточно создать уникальный продукт, нужно сделать так, чтобы его добавленная стоимость не досталась другим. 

Я так не играю

Следовать чужим правилам необязательно, когда можно устанавливать свои — таков бизнес. Но при этом нужно помнить, что участники игры тоже могут вводить свои правила. Чтобы выбрать тактику в таких условиях, нужно предвидеть развитие событий на несколько ходов вперед. В 2005 году два аукционных дома Sotheby's и Christie's не могли решить, кто заберет крупный лот — коллекцию Пикассо и Ван Гога со стартовой ценой в 20 миллионов долларов. Коллекционер предложил решить проблему с помощью детской игры "Камень-ножницы-бумага". Владельцы Sotheby’s выбрали бумагу. А собственники Christie’s проконсультировались с 11-летним экспертом в лице дочери топ-менеджера. Она рассудила следующим образом: "Камень кажется самым сильным, поэтому большинство людей его выбирают. Но если мы играем не с совсем глупым новичком, он камень не выбросит, будет ожидать, что это сделаем мы, и сам выбросит бумагу. Но мы будем думать на ход вперед и выбросим ножницы". В итоге Christie’s "порезал" соперников.

Смотреть в будущее

Последний элемент стратегии — изменение границ игры. Границы могут быть не только территориальными, но и временными. Если вернуться к истории с компаниями, выпускающими видеоигры, можно проследить дальнейшее ее развитие. Бренд Nintendo стал лидером на своем рынке: потенциальные конкуренты проиграли игру с 8-битными системами. Но Sega не сдалась и выпустила на рынок 16-битную Sonic. Nintendo создали подобную игру только через два года. Почему бы лидеру сразу же не нанести удар по сопернику? Потому что в таком случае из-за конкуренции цены стали бы ниже сначала на 16-битные игры, а затем и на 8-битные. А получилось, что хоть новые технологии и вызвали интерес, но отпугнули часть аудитории высокой ценой, и люди продолжали покупать приключения о любимом герое Марио. Пока Sega зарабатывала на новинке, Nintendo разработали конкурентоспособную игру. В результате обе компании поделили новый рынок примерно поровну. 

Равновесие по Нэшу

Популярную модель теории игр наглядно демонстрирует сцена из художественного фильма "Игры разума". Это лента о Нобелевском лауреате Джоне Нэше и его теории равновесия. Компания парней в баре замечает эффектную блондинку в окружении ее менее привлекательных подруг-брюнеток. Блондинка смотрит на Джона, но каждый из парней хочет добиться ее внимания. Мужчины думают так: блондинка лучше брюнетки, а брюнетка лучше, чем ничего. Но Нэш предлагает оптимальную стратегию с точки зрения теории. Если все пойдут к этой барышне, то помешают друг другу, и она никому не достанется. А ее подруги затем отвергнут парней, потому что никому не хочется быть "запасным вариантом". Равновесие в данном примере заключается в том, что один идет к блондинке, а остальные выбирают из брюнеток: так каждый останется с девушкой, и это будет общей победой. Мысль Нэша, что нужно учитывать интересы группы, была революционной. До середины XX века придерживались убеждения отца экономики Адама Смита: лучший результат будет достигнут, если каждый будет делать то, что лучше для него.

Дата публикации: 24.08.2015

Комментарии

Популярные события

Выходные в городе

ЖурналWhere Minsk

Новости

Популярные|Последние
 
 
30 лет создания и овации Канн: velcom Silver ART покажет новый фильм режиссера Терри Гиллиама "Человек, который убил Дон Кихота"
 
 
Ромео и Квазимодо: в Минске покажут уникальное мюзикл-шоу
 
 
Нужно больше IT-специалистов! WG Forge расширяется и объявляет набор на новые курсы
 
 
Презентация детской книги поэта Лены Зински "Детский сад для букварят, или Азбука в стихах"
 
 
Событие для тех, кто продает и покупает: выставка "Мебель-2018"

© 2012-2015, LLC Travel-Press
База данных сайта и всех его поддоменов является интеллектуальной собственностью LLC Travel-Press и охраняется законом.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.