Сеть городских журналов Where Magazines:
в 70 городах мира c 1936 года

События

Евгений Бушков: "А кричать нужно было "Браво Рихтер!"

 
 
На фото: Дирижер и художественный руководитель Государственного камерного оркестра Евгений Бушков

100 лет назад 20 марта родился выдающийся пианист Святослав Рихтер. В этот день в филармонии пройдет концерт, посвященный маэстро. Дирижер и художественный руководитель Государственного камерного оркестра Евгений Бушков рассказал where Minsk о его знакомстве с Рихтером и совместных музыкальных вечерах.

Неожиданно для московской публики Святослав Рихтер выбрал белорусский камерный оркестр для аккомпанемента себе на фестивале "Декабрьские вечера" в 1983 году. Минским оркестром в то время руководил Юрий Цирюк, о котором я слышал много положительных отзывов. Коллектив замечательно сыграл концерт Гайдна в первом отделении и продолжил прекрасно музицировать во втором. Я был потрясен тем, что это была не просто качественная, а еще и очень живая игра. В те годы такой глубины музыкального содержания, на мой взгляд, не удавалось достичь даже "Виртуозам Москвы". Этот концерт также был сыгран в Большом зале московской консерватории. С 1983 до 2013 года камерный оркестр Республики Беларусь в Большом зале консерватории не выступал. В 2013 году мне снова удалось вывести оркестр на сцену московской консерватории. Это было памятное отмечание концерта 30-летней давности.

На фото: Святослав Рихтер

Моя мать Зоря Шахмурзаева принадлежала к узкому кругу музыкантов, близких к Наталии Гутман, Олегу Кагану. А они в свою очередь составляли ближайший кружок Рихтера. Мы проводили вместе лето под Москвой около Звенигорода. В каждом доме, где проживали музыканты, почти круглосуточно раздавались звуки музыки. Впервые я приехал туда в возрасте 14 лет. Потом я проводил летние месяцы около Звенигорода на протяжении 8 лет. В конце каждого лета концертирующие родители приезжали туда и проводили фестиваль. Играли вместе Наталья Гутман, Владимир Сканави, Олег Каган, туда же приезжал и Юрий Башмет. Знаменательно было то, что первые два года с Никольной горы на наш фестиваль приходил Рихтер. От Звенигорода его дачу отделяли 12 километров, и он любил пройти это расстояние пешком. В первый год он пришел просто посмотреть, как живут его младшие коллеги. А во второй он играл. Музыкальная школа в Звенигороде потом была свидетелем сольных концертов Рихтера, которые он давал перед залом в 60-70 человек. У меня даже сохранились любительские записи этих концертов, которые я делал на магнитофон. Когда в полутора метрах от тебя сидит Рихтер, и на небольшом рояле "Красный Октябрь" играет сольный концерт, состоящий из произведений Шумана, Брамса, Рахманинова, это невероятно впечатляет. И причем Рихтер, невзирая на место, качество рояля и его размеры, всегда играл на высочайшем уровне. Выступление проходило ранней осенью и из-за того, что в небольшом помещении находилось много людей, дверь на улицу была открыта. Шел дождь, вода стекала по желобам, и музыка этюдов Рахманинова идеально подходили под атмосферу капающего дождя. Я бывал и на камерных вечерах, когда в том же крошечном зале музыкальной школы в Звенигороде Рихтер, Гутман и Каган обыгрывали программу, которая через несколько дней должна была прозвучать в Большом зале консерватории.

На концерте, посвященном 100-летию со дня рождения Святослава Рихтера, 20 марта в Большом зале Белгосфилармонии хотелось бы вспомнить произведения, которые исполнял маэстро с Минским камерным оркестром в 1983 году в Москве. В первую очередь это ре-мажорный концерт Гайдна. Также солисты пианист Николай Медведев и вокалистка Василиса Бержанская исполнят вместе концертную арию Моцарта. Она не часто звучит на сценах. В первом отделении концерта прозвучит произведение из старинного репертуара Генри Перселла, которым оркестр начнет программу — Павана и Чакона. Святослав Рихтер был чрезвычайным ценителем английской музыки. Он близко дружил с Бенджамином Бриттеном. В исполнении Василисы Бержанской прозвучит также красивое вокальное произведение Перселла в обработке Бриттена, которое называется Sweeter than Roses. Инструментовку его несколько лет назад сделал я сам. Во втором отделении Николай Медведев исполнит сонату Моцарта до мажор, или по-другому "Простую сонату", для которой партию рояля написал Эдвард Григ. Я давно мечтал исполнить партию второго рояля в оркестровой инструментовке и на этом концерте она осуществится. Завершат концерт вариации Бриттена на тему Франка Бриджа. Я был свидетелем невероятного интереса Рихтера к творчеству Бриттена. Во время "Декабрьских вечеров" в Москве были поставлены две оперы Бриттена, которые Рихтер лично режиссировал — "Поворот винта" и "Альберт Херринг". Я был подростком и принимал участие в этих постановках. Мы с другими ребятами во время сцены падающих звезд фонариками светили в темном помещении Белого зала Пушкинского музея и тем самым изображали падение звезд в спектакле "Поворот винта". Ближе к концу концерта я вдруг почувствовал над ухом горячий шепот человека, который говорил: "Когда всё закончится, кричите "Браво, Покровский, браво Мессерер!" Покровский был официальным балетмейстером, а Мессерер режиссером-постановщиком оперы. Хотя практически всё делал Рихтер. Я обернулся и в темноте рассмотрел, что мне на ухо шептал сам маэстро. И когда спектакль закончился, мы, дети, полные счастья кричали: "Браво, Покровский, браво Мессерер!" Хотя кричать нужно было "Браво Рихтер!"

На фото: Святослав Рихтер с Ниной Дорлиак

Я тщательно искал и выбирал пианиста, которому выпала бы честь в день 100-летия Рихтера открыть фестиваль памяти маэстро. Я остановил выбор на выдающемся молодом таланте Николае Медведеве, с которым мне довелось познакомиться не так давно. За последнее время он очень достойно показал себя на многих международных конкурсах. На конкурсе имени Веры Лотар-Шевченко в прошлом году в Екатеринбурге я аккомпанировал ему в финале. Николай единогласно получил Гран-При. И по свидетельству членов жюри, исполнение третьего концерта Рахманинова было настолько превосходящим все ожидания, что запросто могло быть записано в ряд выдающихся интерпретаций. Николай Медведев — пианист чрезвычайно широкого репертуара. Он работает с певцами, а также играет большое количество произведений для соло фортепиано, виртуозной литературы, имеет солидный симфонический репертуар. Медведева нельзя относить к числу юных дарований. Это зрелый музыкант, которому исполнилось 27 лет. Он немного позже начал подъем по шкале международных конкурсов. И это в моем представлении очень роднит его с Рихтером. Маэстро в достаточно зрелом возрасте приехал в Москву на обучение в Московской консерватории. Он был намного старше, чем все его сокурсники. И фактически подъем Рихтера начался к 30 годам. Маэстро многие годы связывала и творческое, и человеческое содружество с Ниной Дорлиак, которая была певицей. Поэтому мне хотелось, чтобы в концерте присутствовали вокальные произведения. Я пригласил выступать с нами одну из наиболее ярких молодых сопрано, которая блестяще показала себя на последнем всероссийском конкурсе — Василису Бержанскую. У нее большой репертуар и восходящая серьезная карьера. Кроме того, мне приятно, что Николая Медведева и Василису Бержанскую связывают творческие узы — они много выступают вместе. И, кто знает, может, в будущем это будет такой же союз, как и Рихтер-Дорлиак.

Текст: Юлия Кардаш

Дата публикации: 25.02.2015

Комментарии

Популярные события

Выходные в городе

ЖурналWhere Minsk

Новости

Популярные|Последние
 
 
Кэйко Мацуи выступит в Минске
 
 
Швейцарское джазовое трио Vein выступит с концертом в Минске
 
 
26 октября в Минске выступит итальянский оркестр Джузеппе Верди
 
 
Патрисия Каас презентует в Минске новую пластинку
 
 
На конкурсе Miss Wheelchair World 2017 победила белоруска

© 2012-2015, LLC Travel-Press
База данных сайта и всех его поддоменов является интеллектуальной собственностью LLC Travel-Press и охраняется законом.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.