Сеть городских журналов Where Magazines:
в 70 городах мира c 1936 года

Город

Фотографы Женя Канаплев и Юля Лейдик: "Нам друг без друга очень сложно работать"

 
 

В книге "Лучшие фотографии всего мира" в одном ряду с работами таких признанных во всем мире асов фотокамеры, как Хельмут Ньютон, находится и фотография авторства минских фотографов Жени Канаплева и Юли Лейдик, к слову, единственных из Беларуси. Недавно ребята открыли в Минске свою фотостудию, где отныне они будут творить сами, преподавать и делиться своим творческим пространством с другими фотографами. where Minsk воспользовался поводом и пообщался с Женей, Юлей и их фотопродюсером Аллой.

— Расскажите о вашем курсе фотографии.

— Мы работаем, как с начинающими, так и с продвинутыми фотографами, которые хотят повысить свой уровень. На протяжении почти что двух лет мы вели авторский курс "Как" совместно со "Студиией 67". И едва ли не все заметные фотографы Минска уже побывали у нас на курсе. Сейчас мы готовим совершенно новую программу обучения, которая будет существенно отличаться от предыдущей и состоять из нескольких блоков. Минимальный блок для начинающих с нуля, блок теоретический и блок, посвященный практическим занятиям — как придумать образ и как его реализовать. И в заключение — что делать с отснятым материалом, как его обработать. Мы хотим, чтобы каждый наш студент выполнил свой собственный проект.

— С какими сложностями сталкиваются начинающие фотографы?

— Многие не умеют работать с моделью. С моделью ведь нужно общаться, зажигать ее, вдохновлять. Поэтому мы хотим привести психолога, который поможет ребятам почувствовать каково это — находиться по ту сторону фотоаппарата. Еще хотим привести на курс художника, который научит рисовать эскизы. Фотограф — это тот же художник, значит, ему важно уметь зарисовать свои идеи. Колориста пригласим, который немного по цветоведению ребят проработает. Стилиста, потому что ребятам важно знать, как создается образ. Визажиста, чтобы объяснил, как правильно ставить ему задачу: фотограф и визажист часто друг друга не понимают. В общем, мы составили такую программу, в которой когда-то нуждались сами.

— А сами вы еще учитесь?

— В современной фотографии сидеть на одном месте не получится. Когда в Минск приезжают интересные фотографы, всегда посещаем их семинары. Хотим сами приглашать фотографов, на базе нашей студии проводить мастер-классы, учиться самим и помогать другим. Нужно разбавлять свое виденье, не вариться в собственном киселе и расширять собственные границы.

— А кого из белорусских фотографов вы бы могли выделить?

— Андрей Ленкевич, он работает в жанре репортаж. Четко выработанная позиция как фотографа у Максима Шумилина. Его не спутаешь ни с кем, у него просто какой-то свой космос. Недавно были мы на выставке Алексея Шлыка. Он зацепил своей необычной техникой: изображение проектировалось на деревянную поверхность. Хотя сюжетность он выбрал для нас достаточно мрачную. Мы все-таки любим повеселей.

— В каких жанрах вы работаете?

— Мы даже предметку можем снять, и это будет круто. Но наша тема — это люди. Это как пластилин, который дается тебе в руки, и ты лепишь свою идеальную форму. Так получаются наши фотографии, которые многие называют картинами. Поэтому к самым разным жанрам, в которых мы работаем, можно добавить приставку "арт". Мы знаем, как раскрепостить человека, вытащить наружу из него что-то настоящее. Эти знания мы используем и в коммерческой съемке, в той же рекламе.

— Как вы это делаете?

— Человек приходит, и даже чувствуется его замок в позвоночнике, он закрыт перед этим миром. А мы начинаем дергать за ниточки. Бывает, мы просто щелкаем кадрами, заведомо зная, что никуда эти кадры потом не пойдут. И наконец, получаем то, что так долго ждали. Даже когда мы преподаем, нас потом спрашивают: а почему так мало фото с занятий, вы ведь так много снимали? А потому что мы много времени уделяем раскрепощению человека. Когда у нас появляется ощущение: я верю, что ты дышишь в этом кадре, что ты живешь в нем — вот только тогда мы начинаем работать.

— Так происходит даже с профессиональными моделями?

— С профессиональными даже сложнее бывает. У них уже нарочитость есть наработанная: она везде такая, эта девочка. А нам нужно найти в ней что-то другое, что еще никто не видел. Модель ведь часто работает с одним и тем же фотографом. Чувствует себя уверенно в своих закоренелых позах, которые нравятся всем. И привыкает, что что-то в ее работе правильно, а что-то — нет. А мы это ее "правильно" ломаем. И делаем ее настоящей.

— Современная фотография возможна без ретуши?

— Что мы имеем в виду под ретушью? Если мы берем и штампуем, меняем цвет глаз, размер носа, что-то убираем, маскируем специальными средствами, то это ретушь. Но эффектного кадра можно добиться, выставив иначе свет или работая с пленкой. Цвет подтягивается потому, что в пленке изначально установлена программа, чтобы на выходе получалась фотография уже вроде как и обработанная. Цифра же выдает сырой продукт: она серая, плоская эта картинка. Поэтому только "ползунками" добавляем резкость, контрастность. Это как если бы мы работали с помощью фотоувеличителя или бумаги. Но на любой фотографии, когда еще не было цифровых средств, тоже имелась ретушь. Только само ретуширование было гораздо сложнее. Но мы не противимся, не призываем работать без ретуши, задачи ведь бывают разные: сделать настоящим или, наоборот, нереальным.

— Всегда интересен технический процесс, изнанка красивой картинки на выходе.

— Много времени занимает процесс подготовки к фотосъемке. Найти моделей, место, визажистов, стилистов, всех состыковать в одно время, связаться с заказчиками, понять, чего хотят они и что мы можем им предложить. Например, если мы говорим о коммерческой фотографии, заказчик приходит и говорит, что хочет съемку его новой коллекции к новому году. Мы садимся, проговариваем варианты, подсчитываем смету, все с ним оговариваем, корректируем и подводим под общий знаменатель. Опять же при составлении сметы уже понятно, к кому в процессе работы обратиться. И уже дело организации собрать всех в одном месте в одно время. Понятно, что многое зависит от сложности съемки. Ведь съемка может быть в студии, где тебе из помощников нужен только визажист и, может быть, еще стилист. А может понадобиться выстраивать сложные декорации или искать необычные локации. Потом еще, конечно, нужно время на обработку, пост-продакшн. Все это порой происходит ради одной фотографии.

— Сейчас появилось много "профессиональных" фотографов. Как отличить настоящего профессионала?

— Просто посмотреть его работы. Бывает — дело гиблое, а бывает, что у человека есть все шансы интересно развиться дальше.

— Но это из разряда концептуально — не концептуально, нравится — не нравится.

— Нет, дело не в "нравится — не нравится". Бывает и так, что тебе и не нравится вовсе, но ты понимаешь, что это своего рода классная фотография. Просто это не твое, но имеет место быть. Это будет нравиться другим, продаваться. Мне, кстати, всегда было интересно, где тот поворотный момент, когда фотограф-любитель переходит в статус профессионала. Когда ты еще любитель, ты ищешь что-то новое, ты не боишься экспериментировать. А в разряде профессионала ты уже не можешь себе этого позволить. Профессионал опять же — это тот, кто этим живет и зарабатывает.

— Купить камеру может любой человек. Но если нет внутреннего дара поймать кадр, эта покупка становится бесполезной.

— Если фотограф делает снимок идеальный в плане технического качества — это одно. Если он занимается фотографией вроде как не по канонам, но у него есть свой стиль — это другое. Он может даже фотографировать на мыльницу, но с определенным посылом и потом выставляться. Не так давно в ЦЕХу в рамках выставки "Y Минск (Минск молодой)") молодые ребята представили социальный проект "Процесс". И с этой точки зрения они уже состоялись как фотографы: у них ведь была своя выставка! А есть фотографы, которые сделали красивое фото с красивой моделью, и в социальных сетях у них может быть тысяча лайков, но, если фотография не несет ничего нового, большой вопрос можно ли назвать таких фотографов профессиональными. Но есть спрос — есть предложение. Для кого-то профессиональный фотограф — это человек с камерой с большим объективом. Для другого — это человек с собственным узнаваемым стилем. 

— А есть фотографы, которые "бомбят" свадьбы.

— Съемка свадеб — это работа по трафарету. Так проще. Согласитесь, когда на неделе — 4-5 свадеб, фотографа уже будет от них просто тошнить. Но если фотограф отойдет с трафарета, сами молодожены могут возмутиться, почему у них не так, как у их друзей. Мы редко снимаем свадьбы, потому что на потоке мы просто сдуемся, эмоционально нас не хватит. Ведь к свадебной съемке мы подходим так, как будто кино снимаем. И если люди поддаются, ковыряемся в них, вертим, крутим, вытаскиваем все, что только можно, в кадр.

— Есть понятие правильной техники для фотографа?

— Сейчас мы столкнулись с проблемой качественных работ для выставки: некоторые удачные на наш взгляд фотографии мы сделали не самой удачной техникой. Например, мой проект "Портрет на фоне" снят на обычную мыльницу. Но тогда у меня не было возможности снимать на более качественную камеру. Хотя этот проект снят в стилистике Ларса фон Триера, то есть в принципе не важно, чем он снят, главное суть — все по правде, есть эффект подсмотренности.

Но правило техники все же существует, иначе мы бы не вкладывали в нее средства. Нас в данный момент все устраивает, у нас отличный фотоаппарат, но мы не успокаиваемся, и приобретаем все новые и новые объективы. Только вот это не панацея. Иметь собственный арсенал — такого у нас нет. Запросто можем попросить и у друзей нужную линзу. Мы ведь не закопаться в технике хотим, а правильно жить, вдохновляться и, самое главное, не перегореть в любимом деле.

— Что же вас вдохновляет?

— Путешествия, люди интересные, книги, журналы с сочными картинками. Очень важен момент ожидания чего-то — вот тогда ты делаешь действительно классные штуки. Музыка настраивает на нужный лад. Мы всегда, когда фотографируем, чтобы привести модель в нужное настроение, включаем музыку. И модель раз — и улетает.

— Творческий кризис вам не знаком?

— Он был у нас, когда мы были друг без друга. А сейчас мы творчески подпитываем один одного. Если кто-то погрузился в пучину, второй его подхватывает и снова отправляет в свободное плаванье.

— То есть вам совсем не сложно работать вместе? Все-таки муж и жена...

— Мы поодиночке не работаем. Нам друг без друга очень сложно работать, нам идеально вместе. Мы и разлучались-то только на несколько дней, когда Юля была в роддоме.

— Можете описать ваш обычный рабочий день?

— Рабочий день творческого человека, тем и хорош, что это не работа по графику с 9:00 до 18:00. Но когда у нас съемки, мы работаем день и ночь.

— Что важно показать на фотографии?

— Когда создавался проект "Портрет на фоне", мне приходилось работать с женщинами как психолог. Одна женщина заплакала: "Меня никто никогда не фотографировал". Это так важно — обратить внимание на обычного человека и показать его красоту.

Автор: Анна Тарасевич

Дата публикации: 25.11.2014

Комментарии

Популярные события

Выходные в городе

ЖурналWhere Minsk

Новости

Популярные|Последние
 
 
Открытие концертного сезона струнного оркестра "Метаморфоза" состоится 24 октября
 
 
Кэйко Мацуи выступит в Минске
 
 
Швейцарское джазовое трио Vein выступит с концертом в Минске
 
 
26 октября в Минске выступит итальянский оркестр Джузеппе Верди
 
 
Патрисия Каас презентует в Минске новую пластинку

© 2012-2015, LLC Travel-Press
База данных сайта и всех его поддоменов является интеллектуальной собственностью LLC Travel-Press и охраняется законом.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.