Сеть городских журналов Where Magazines:
в 70 городах мира c 1936 года

События

Андрис Лиепа: "Может быть, меня бы освистали. Вот Дягилев был готов к свисту, к скандалу"

 
 
На фото: Андрис Лиепа

Андрис Лиепа рассказал where Minsk, считает ли он себя продолжателем традиций Дягилева, о легендах прошлого и Ренессансе современного белорусского балета.

3 октября Большой театр представит первую в этом сезоне премьеру: легендарный балет "Жар-птица" Стравинского по мотивам русских народных сказок, впервые представленный в 1910 году знаменитой антрепризой Дягилева "Русские сезоны" в парижской Гранд-опера.

— Вы художественный руководитель творческого проекта "Русские сезоны ХХІ века". Кем вы себя больше чувствуете: продолжателем традиций Сергея Дягилева или их интерпретатором на современный лад?

— Я не могу сказать, что я продолжатель Дягилева, потому что он создавал революционные спектакли, а я — реставрационные. То есть это прямо противоположное направление. Я приношу в театр то, что является международно признанным шедевром. Если бы я хотел сейчас сделать то, что делал Дягилев, я бы нашел современного хореографа, художника, взял бы новую тему, заказал музыку, собрал в зале танцовщиков и создал бы какой-то новый спектакль. Неизвестно, как бы он прошел, может быть, меня бы освистали. Вот Дягилев был готов к свисту, к скандалу. Однако отмести мысль о том, что я продолжатель его традиций тоже нельзя. Потому что я беру его спектакли и даю им современное прочтение с учетом новых технологических и творческих возможностей. И когда спектакль завершается, а зрители не уходят, стоят до последнего, аплодируя артистам, значит, мы достигаем такого же результата, которого достигал когда-то Дягилев.

Начало "Русских сезонов" было положено в 1906 году, когда Дягилев привез в Париж выставку русских художников. Она имела просто невероятный успех, и уже в 1907 году в Гранд-опера состоялась серия концертов русской музыки ("Исторические русские концерты"). А собственно, "Русские сезоны" начались в 1908 в Париже, когда здесь была исполнена опера Модеста Мусоргского "Борис Годунов", опера "Руслан и Людмила" Михаила Глинки, "Князь Игорь" Александра Бородина. Тогда Париж впервые услышал пение Шаляпина и музыку Римского-Корсакова, Рахманинова и Глазунова. С этого момента начинается история знаменитых "Русских сезонов" Дягилева, которые вмиг сделали все русское самым модным и актуальным в мире.

— "Русские сезоны ХХІ века" уже давно прописались в Минске. В Большом театре с успехом идут спектакли "Тамар" и "Шехеразада". Что вас заставляет возвращаться сюда снова и снова?

— У меня огромный опыт работы в Европе и США, и я могу сказать, что здесь я просто купаюсь в хорошей творческой атмосфере. Еще я очень ценю то артистическое богатство, которое есть в Большом театре Беларуси. Главные партии в "Жар-птице" у нас репетирует целых пять пар, а это большая редкость для современных театров. Иметь столько ведущих танцовщиков — это такая роскошь, которую могут себе позволить лишь действительно серьезные коллективы.

Мне кажется, сейчас в белорусском балете вообще наступил очень интересный период, своеобразный Ренессанс. Найден баланс между старым репертуаром, который любит публика, и новыми современными проектами, которые дают возможность театру развиваться. В том числе мне очень нравится, что здесь ставятся спектакли, которые сделали славу мировому искусству, такие как "Шехеразада" или "Жар-птица", оказавшиеся сто лет назад настоящей сенсацией. Ты читаешь эти восторженные воспоминания критики и свидетелей того времени и понимаешь, что "Русские сезоны" произвели эффект разорвавшейся бомбы. А для современных артистов сегодня столкнуться с тем репертуаром, который танцевали Павлова, Карсавина, Нижинский, — это замечательная возможность профессионального самосовершенствования. Ведь та же "Жар-птица" пришла к нам из ХХ века, практически не изменившись: так, как ее поставил уникальный хореограф Михаил Фокин.

— То есть его хореография сохранилась полностью?

— Да, и "Жар-птица", и еще несколько спектаклей "Русских сезонов" дошли до нас в первоначальном виде. В Америке, где Фокин жил, очень бережно относятся к каждому движению. Если артист балета выучил порядок, то можно быть уверенным, что он передаст его своему ученику точь-в-точь, как показывали когда-то ему самому. Когда же в США появился кинематограф, то спектакли засняли на пленку. Например, есть запись 1965 года с Марго Фонтейн, с которой партию разучивала сама Карсавина.

— Художественное оформление спектакля тоже создавали выдающиеся личности в истории искусства.

— Кроме Михаила Фокина и начинающего тогда композитора Игоря Стравинского, который после премьеры "Жар-птицы" проснулся знаменитым, этот спектакль создавали великие художники Александр Головин и Леон Бакст. Бакст нарисовал для спектакля четыре эскиза костюмов для ведущих исполнителей. В этом тоже гений великого антрепренера Дягилева, который мог сказать, что в спектакле, который делает Головин — серьезная величина в истории русской культуры, — солистами займется другой художник. То есть Сергей Дягилев, невзирая на личности, делал так, как нужно было для спектакля.

Михаил Фокин очень жалел, что после триумфальных спектаклей в Париже Дягилев, не посоветовавшись с ним, избавился от оригинальных декораций. Дело в том, что они были очень большими, и следующие театры, которые должны были принимать спектакль, не могли их разместить на своих сценах. Но остались воспоминания Фокина, его книга "Против течения", в которых он все точно описывает, а также архив, который стал доступен только в перестроечное время. С художником Анатолием Нежным по этим материалам и тому, что удалось найти в других архивах, мы восстановили все, что только было возможно. Итогом нашей работы стала премьера "Жар-птицы" в Мариинском театре в 1993 году. С тех пор новая жизнь этого спектакля продолжается, и те эмоции, которые испытывали зрители парижской Гранд-опера в 1910 году, столетие спустя смогут пережить и белорусы.

Автор: Ольга Николаевская

Дата публикации: 22.09.2014

Комментарии

Популярные события

Выходные в городе

ЖурналWhere Minsk

Новости

Популярные|Последние
 
 
16 декабря "Умный Минск" запускает масштабный новогодний проект
 
 
19 декабря во Дворце профсоюзов пройдет большой новогодний концерт
 
 
В ночь с 8 на 9 декабря киноманы и эксперты вместе смотрели фильмы-победители международных фестивалей
 
 
К 27-летию семейного предприятия "Явид" в Минске открылся второй салон мебели Yavid
 
 
Huawei объявил предзаказ на флагманский смартфон Huawei Mate 10 Pro

© 2012-2015, LLC Travel-Press
База данных сайта и всех его поддоменов является интеллектуальной собственностью LLC Travel-Press и охраняется законом.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.