Сеть городских журналов Where Magazines:
в 70 городах мира c 1936 года

Архив

Черно-белый архив: флагманы белоруской экономики

 
 
МТЗ и МАЗ — флагманы белоруской экономики

Как собирали самые первые МАЗы, чем белорусских крестьян привлекли тракторы Генри Форда, и о роли МТЗ в развитии послевоенного Минска, рассказывает where Minsk.

На протяжении столетий Беларусь развивалась, главным образом, как страна аграрная. Ситуация изменилась в середине прошлого века, когда были заложены основы нашей тяжелой индустрии: были построены ее флагманы — МТЗ и МАЗ. От этих предприятий благосостояние страны зависит и в наши дни.

Начало эпохи белорусского автомобилестроения совпало с суровым военным временем. 9 августа 1944 года вышло постановление Государственного комитета обороны Советского Союза об организации автосборочного завода в Минске. С конца 1944 года параллельно со строительством цехов завода здесь началась сборка грузовиков, поставляемых из США по ленд-лизу.

На фото: главный конструктор Минского автомобильного завода, лауреат Государственной премии Георгий Кокин беседует с инженерами. 1949 год.

Вскоре после окончания Великой Отечественной войны сборка американских машин прекратилась, и ускоренными темпами продолжилось возведение цехов будущего завода. Уже в октябре 1947 года на новых площадях были собраны первые пять самосвалов МАЗ-205. Эти машины можно назвать "краеугольным камнем" белорусского автомобилестроения.

На фото: сборка очередной машины-самосвала МАЗ-205 на главном конвейере сборочного цеха Минского автомобильного завода. 1951 год.

Преимущества механической обработки земли белорусские крестьяне смогли оценить еще лет 90 назад. Массовый ввоз тракторов в республику начался в середине 1920-х годов. "Железный конь" не боялся болезней и конокрадов, был вынослив, неприхотлив, а потому стал важным доводом в агитации за "новый быт" советской деревни.

С весны 1924 года в Минске началась свободная продажа тракторов "Фордзон", выпускавшихся предприятиями Генри Форда и стоивших три тысячи долларов. "Кусачая" цена не отпугнула покупателей: среди них встречались не только коллективные хозяйства, но и частники.

С окончанием эпохи нэпа импорт сельхозтехники сошел на нет. В 1930-е годы на белорусских полях работали тракторы Сталинградского, Харьковского, Ленинградского заводов. К концу 1-й пятилетки их насчитывалось более тысячи, но дефицит сохранялся. Именно тогда руководство республики стало всерьез рассматривать идею о необходимости производить тракторы самостоятельно. Но война скорректировала планы. И только после ее окончания, 29 мая 1946 года, Совет министров СССР принял постановление "О строительстве Минского тракторного завода Министерства сельскохозяйственного машиностроения".

Год от года Минский автозавод наращивал свои мощности. В 1951-м было выпущено 25 тысяч машин против 15 тысяч плановых. Причем увеличивался не только выпуск автомобилей. Результатом поисков конструкторов стали машины, которых не знало мировое автомобилестроение. Первый в мире 40-тонный самосвал МАЗ-530 на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе в октябре 1958 года был отмечен высшей наградой — Гран-при.

На фото: колонна автомашин, сошедших с конвейера Минского автомобильного завода. 1953 год.

Выходил на мировой рынок и тракторный завод столицы. За оригинальность конструктивных решений на Брюссельской всемирной выставке 1958 года "Беларусь" МТЗ-7 был награжден золотой медалью. По ряду показателей белорусские тракторы того времени опережали зарубежных конкурентов: "Фордзон-Мейджер" (Великобритания), "Кокшут" (Канада), "Формол л-400" (США).

На фото: экспортная партия тракторов "Беларусь". 1960-е годы.

Важно отметить еще одно достижение завода — его вклад в развитие послевоенного Минска. Постоянно рос поселок тракторостроителей, возводились жилые дома, детские учреждения. В 1957 году был заложен фундамент Дворца культуры. Весьма примечательно, что "обслуживанием" его посетителей занимались выдающиеся деятели белорусской культуры. К примеру, поэт Адам Русак, который еще в 1930-е годы стал автором хита союзного масштаба "Бывайце здаровы, жывіце багата".

На фото: на демонстрации тракторы МТЗ-5М, созданные из металлолома, который собрали пионеры Белорусской ССР. Центральная площадь Минска, 7 ноября 1958 года.

25-тонный самосвал Минского автомобильного завода на ВДНХ СССР в Москве. 1956 год.

Вид на проходную Минского автомобильного завода. 1950 год.

Автор: Александр Винкевич

Дата публикации: 12.09.2014

Комментарии

Популярные события

Выходные в городе

ЖурналWhere Minsk

Рекомендации Where Minsk

Новости

Популярные|Последние
 
 
В Минск на открытие модного концептуального пространства приехали грузинские дизайнеры
 
 
В крафтовой серии "Калекцыя Майстра" от "Лидского пива" представили две новинки
 
 
18 ноября в ТРЦ Galleria Minsk запланированы сразу два открытия
 
 
Samsung Electronics и Mastercard запускают в Беларуси Samsung Pay
 
 
Седьмой фестиваль velcom Smartfilm назовет лучших авторов мобильного кино со всего мира

© 2012-2015, LLC Travel-Press
База данных сайта и всех его поддоменов является интеллектуальной собственностью LLC Travel-Press и охраняется законом.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.