Сеть городских журналов Where Magazines:
в 70 городах мира c 1936 года

Город

Изнанка профессии: мультипликатор

 
 

Как мультипликатор "уговаривает" персонаж сыграть свою роль, сколько рисунков ему нужно нарисовать в месяц, и есть ли шанс у белорусского аниматора получить работу в студии Disney, рассказывает where Minsk.

Валерий Козлов: "В 1985 году аниматоров было меньше, чем космонавтов"

Валерий Козлов — один из лучших художников-аниматоров киностудии "Беларусьфильм". Преподает анимацию в Белорусской академии искусств и художественном колледже имени А. К. Глебова. Участвовал в создании анимационных фильмов "Куб", "Жило-было дерево…", "Каму чорт дзетак калыша", "Приключения реактивного поросенка", "Мюнхгаузен в России". Работал на анимационных проектах в Польше, России, Норвегии. В мультипликации более 35 лет.

— Я аниматор-классик, работаю на рисованных фильмах. Когда-то мечтал стать модельером женской одежды, но попасть в Академию искусств не получилось. Тогда я поступил в химико-технологический университет имени Кирова. Должен был стать инженером-химиком технологии эластомеров. От однокурсников и педагогов часто слышал: "Что ты здесь делаешь? Это не твое! Как ты вообще тут оказался?" А потом еще театр пантомимы, в который я ходил... В итоге бросил я этот университет и попал в армию. После был и кочегаром, и дизайнером, и художником на заводе. А в 1978 году пришел на киностудию "Беларусьфильм", где и по сей день работаю. В 1980 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров при Госкино СССР (ВКСР, Москва) как художник-аниматор.

Анимация — та еще зараза! Но в тоже время это чудесная и фантастическая профессия, в которой возможно все. Так я говорю своим студентам, когда начинаю новый курс.

Персонаж для мультфильма придумывает художник-постановщик вместе с режиссером. Затем с ним работает аниматор. На следующей стадии вступают в работу прорисовщики. Далее идет компьютерная обработка. Тот, кто всю эту кашу заварил, — режиссер. Есть такое понятие как "врисоваться" в персонаж. Сначала есть только модель: глазки, носик — какой-то образ, в общем. Но как он заработает в кадре, трудно сказать. Его еще нужно оживить, уговорить сделать то, что от него требуется. И, может быть, он… согласится!

Вдохновение? По всем канонам психологии, творческое состояние — это состояние аномалии. Когда человек спокоен и сыт, у него нет желания делать что-то интересное и совершенное. Это должно быть как легкая лихорадка. Выше или ниже нормы. Тогда что-то получится.

Сейчас появилось множество новых технологий. Мультфильмы делают на компьютере. Когда рисованных картин нет — я оказываюсь не удел.

Общеизвестно, что кино — это понятие круглосуточное. Работа ненормированная, достаточно нервная. Сил мало, а сделать все нужно в сжатые сроки. Кроме того, скопление творческих людей это часто ситуация психодраматическая.

В среднем мультипликационный фильм продолжительностью в 13 минут от момента запуска до сдачи делают 9 месяцев. Одна сцена занимает от 25 кадров и до 10-15 секунд. Чтобы работать мультипликатором, нужно быть еще и фанатом этого дела. Высидеть долго сложно, нужно обладать недюжинным терпением. Прорисовщику, например, в месяц нужно выполнить норму в 11 с половиной киношных метров или нарисовать 23 секунды мультфильма, а это тысячи рисунков.

Давняя проблема — слабый приток молодых аниматоров. А надо успеть передать им умение и все наработанное за много лет. Уровень анимации очень высок, но хотелось бы, чтобы она была востребована больше. В 1985 году аниматоров было меньше, чем космонавтов. Хорошего аниматора видно сразу. Особенно среди студентов. И хватка есть, и люди очень интересные. Предрасположенность к этой профессии встречается редко. Это все равно что найти хорошего художника, но здесь специфика другая. Ведь мультипликатор это еще и актер.

На моей памяти есть несколько талантливых мультипликаторов: Александр Дорогов, который работал на студии Disney, а сейчас рисует в России. Также Михаил Тумеля. В Литве живет Скирма Якайте: когда она только начинала делать мультфильмы, я видел, как Скирма хорошо чувствует движение.

Недостаточно просто хотеть стать мультипликатором. Нужно быть хорошим рисовальщиком. Аниматор должен уметь работать со временем, движением и пространством. В комбинации все это даст блестящий результат. Скоро выйдет российский фильм "Нереальная любовь". Там будет моя анимационная вставка про свинку и афганскую гончую. А сейчас я работаю над фильмом "Иоганн Штраус" (режиссер Елена Петкевич).

Владимир Петкевич: "У мультипликатора вся его профессия сплошная изнанка"

Владимир Петкевич — режиссер, аниматор. Окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров (мастерскую аниматоров у В. Пекаря и мастерскую режиссеров у Ю. Норштейна). Среди его работ "Слон и четверо слепых", "Як служыў жа я у пана", "Сказки старого пианино", "Лягушка-путешественница", "Жила-была последняя мушка". Работает на киностудии "Беларусьфильм".

— Делаю мультфильмы в технике перекладки. На большом столе лежат фигурки, отрисованные вручную. Над столом висит камера, на которую их снимают. Раньше вместо нее стояла огромная вертикальная камера с пленкой. Эти картинки я сам двигаю, а потом снимаю.

У мультипликатора вся его профессия сплошная изнанка. Она не отпустит тебя ни днем, ни ночью. В любой момент могут прийти мысли и вдохновение, какой-нибудь кадр из кино. Ты встанешь, отбросишь все дела и пойдешь работать.

Я должен был стать инженером-энергетиком, окончил Политех в Свердловске, а потом решил стать мультипликатором. Эта профессия затягивает как любое другое азартное дело. Если ты не бросил и не завязал сразу, то будешь в ней работать всю оставшуюся жизнь.

Это не то что сейчас, когда многие заканчивают университеты и становятся экономистами, не помнят, что учили и зачем, а потом работают какими-нибудь маркетологами. Я как стал аниматором в 27 лет, так и создаю мультфильмы до сих пор вот уже почти 33 года. Сейчас, например, я работаю над мультфильмом "Хрюша".

Даниил Жюгжда: "Шансы белорусского аниматора получить работу в студии Disney такие же, как встретить в городе динозавра — 50 на 50%"

Даниил Жюгжда — режиссер. Анимацией занимается с 2008 года после поступления в БГАИ на специализацию "режиссура анимационных действий". Среди его работ цикл социальных фильмов для правоохранительного центра "Вясна", видеоклип By You для группы Naka, имиджевое видео и реклама для международного кинофестиваля "Листопад 2012", Научно-исследовательского и проектного института генерального плана города Москвы, Кубка мира по художественной гимнастике 2014. Работы Даниила участвовали в региональных и международных фестивалях короткометражного кино: "КиноВарка-2012", One short film fest 2014, Cinema Perpetuum Mobile'14.

— В основном занимаюсь рекламой, анимацией для компьютерных игр и делаю спецэффекты для театральных спектаклей. Для авторской анимации не хватает времени и мощного импульса.

Окончил художественную школу, потом училище. Мультипликатором стал случайно. У меня возник конфликт с руководителем курса телережиссуры, на котором я в то время учился. А Олег Павлович Белоусов как раз открывал набор на "режиссуру анимационных действий". Мне нравилась режиссура и нравилась анимация. Я подумал, что эта прекрасная возможность двигаться дальше. Хотя в этой профессии процесс обучения происходит постоянно, в любом месте и при любых условиях.

В этой работе сложно остаться верным себе и профессионализму. Особенно при работе в сфере коммерции. Довольно сложно найти постоянную хорошо оплачиваемую позицию, но если сделать пару хороших проектов, то разовые работы сами будут тебя находить. Платят адекватно обстоятельствам. То есть если ты организовал обстоятельства так, что ты пользуешься уважением и можешь диктовать свои условия, то и оплата твоего труда будет соответствующая. Если же обстоятельства иные, то ты вынужден браться почти за любую работу, пусть даже она не предполагает значительного поощрения усилий.

Творческий азарт — сильный импульс в работе. Это как у собаки, которая берет след. Можно сколько угодно блуждать в дебрях в поисках идеи, образа, события, но как только режиссер "берет след", остановиться бывает очень тяжело. Все начинает складываться само собой в некую идеальную систему, в которой, как в часовом механизме, каждая шестеренка на своем месте.

Почему азарт? Потому что он сродни инстинкту охотника, заставляет человека быть на грани, забывать про еду и сон, рисковать деньгами и авторитетом. И этот самый след, запах добычи, может застать где угодно: он может быть в подслушанном разговоре в электричке, в давно прочитанном рассказе, в музыкальной композиции или в кинофильме.

Конечно, важным аспектом являются различные благоприятные условия для творческой работы. Тут все сугубо индивидуально. Кто-то затворничествует, кто-то употребляет наркотики (хотя, наверное, это уже не модно), кто-то всецело погружается в материал. Я, например, люблю думать в дороге.

Шансы белорусского аниматора получить работу в студии Disney такие же, как встретить в городе динозавра — 50 на 50%. Или ты его встретишь, или нет. Это, конечно, шутка. Шансы талантливого мультипликатора определяются самим мультипликатором. Помимо таланта ему надо иметь твердые практические навыки, хорошее портфолио, грамотно владеть языком и представлять себе условия труда и ответственность, которые его ожидают.

Белорусская анимация не популяризирована и потому не востребована. В Беларуси выходит много хороших фильмов. Они берут призы на престижных международных фестивалях. Но на родине этих картин никто не видел и не знает их создателей. Это очень болезненная тема для творческого человека. Творцам нужно признание, нужна отдача. Режиссеру приходиться прилагать дополнительные психологические и физические усилия, чтоб держаться на плаву, получать финансирование и просто возможность работать.

Государство очень неохотно вкладывает деньги в анимацию, в кинематограф и в искусство в целом. Искусство воспринимается как бремя. Хотя на самом деле у нас просто не умеют делать деньги на искусстве. А оно, как хороший продукт, может неплохо продаваться, окупаться и приносить прибыль.

Другая проблема в том, чтобы искусство оставалось искусством. Чтобы в итоге не получались кич, ширпотреб и безвкусица. Это уже вопрос культуры всей нации. Очень сложный вопрос.

Автор: Людмила Волкова

Фото: Людмила Волкова

Дата публикации: 18.08.2014

Комментарии

Популярные события

Выходные в городе

ЖурналWhere Minsk

Новости

Популярные|Последние
 
 
Открытие концертного сезона струнного оркестра "Метаморфоза" состоится 24 октября
 
 
Кэйко Мацуи выступит в Минске
 
 
Швейцарское джазовое трио Vein выступит с концертом в Минске
 
 
26 октября в Минске выступит итальянский оркестр Джузеппе Верди
 
 
Патрисия Каас презентует в Минске новую пластинку

© 2012-2015, LLC Travel-Press
База данных сайта и всех его поддоменов является интеллектуальной собственностью LLC Travel-Press и охраняется законом.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.