Сеть городских журналов Where Magazines:
в 70 городах мира c 1936 года

Город

Изнанка профессии: дрессировщик

 
 

Эдгард Запашный рассказал where Minsk, что значит "адекватный" тигр, можно ли приручить женщину, и каково это быть артистом цирка.

— Чем интересна программа "Эмоции и…"?

— Это очень яркое, зрелищное шоу, где преобладают групповые, сложные по исполнению номера. К примеру, Андрей Епихин является единственным на сегодня исполнителем пяти сальто-мортале, а воздушные гимнастки на рекордно большой высоте исполняют трюки без страховки. По приезду моего брата Аскольда возобновим трюк "Прыжок верхом на льве", который занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Конный аттракцион "Эллада" также не имеет аналогов во всем мире. В нем представлены сразу несколько цирковых жанров: жонглирование, па-де-де, джигитовка, акробатика на лошадях. И, конечно, большое количество животных — тигры-альбиносы, белые львы, попугаи, собаки. В общем, все для того, чтобы вызвать бурю эмоций у зрителя.

— В техническом плане цирк становится все сложнее. А что с содержанием? Становится ли больше подтекстов в цирковых номерах?

— Если рассматривать историю цирка за последние лет пятьдесят, не сказал бы, что подтекста стало больше. Есть немало примеров из истории, где морали было предостаточно: коллектив "Руслан и Людмила", который делал представление в сказочном стиле, труппа "Пароход плывет "Анюта", еще одна команда со сказкой "Садко". Это с 1990-ых годов за 10-15 лет цирк потерял свои позиции и приобрел звание бездушного искусства, куда ходят два раза в жизни: первый, когда тебя привели, и второй — когда ты привел. Сейчас цирк начал оживать. Номером один в мире сегодня считается Канадский цирк. Правда, звание это во многом обусловлено лишь коммерческой успешностью и известностью. Но будет абсолютно справедливо отметить, что как раз морали у них нет никакой. Они избрали линию не нагружать зрителя, а только развлекать. Мы с братом категорически придерживаемся другой точки зрения. Аскольд, как главный режиссер всех программ, обязательно думает о том, чтобы зритель вынес что-то с представления, задумался. При этом мы не сторонники непонятных шоу, таких как, например, психоделический "Кракатук". Мы более прямолинейны.

— А нужно ли работать без страховок, оправдан ли такой риск?

— На вопрос "Чем ты будешь удивлять?" каждый артист отвечает по-своему. Публику впечатляет то, что она не умеет, или то, что она раньше не видела. Человек, который всего лишь садится на шпагат, вызовет аплодисменты у домохозяек, которые ничего подобного никогда не делали. Но это легкий путь. Нужно показывать то, к чему зрители не готовы, то, во что они могут влюбиться, что заставит их рассмеяться. Риск является одним из таких инструментов, но он не единственный. Например, мы с братом в Московском цирке выпустили полностью юмористическое шоу "Без понятия". А на следующий день идет программа "UFO. Цирк с другой планеты". Это "инопланетное шоу" без животных, где принимают участие артисты весом по 150 килограммов и человек, у которого нет ног, он бегает на руках. Плюс спецэффекты, и создается полная иллюзия, что перед нами какие-то внеземные цивилизации.

— Вам самому нравятся цирковые представления, или цирк — это для детей?

— Я очень люблю цирк и хожу на все спектакли, на какие есть возможность. Это на постсоветском пространстве укоренился такой стереотип, а в мире цирк уже давно является развлечением для всех. На вечерних спектаклях итальянского, немецкого цирка (которые и начинаются в семь-восемь вечера) сидит взрослая публика, которая заплатила большие деньги за билет. На Международном фестивале циркового искусства в Монте-Карло первые три ряда заняты богатейшими людьми, о чем говорят Lamborghini и Bentley на парковке. Сверхзадача цирка — это полностью абстрагироваться от работы на одну аудиторию. Никто не должен себя чувствовать в зале чужим, вне зависимости от национальности, возраста или конфессии.

— Цирк без животных — норма?

— Конечно. Cirque du Soleil доказал это. Но те люди, которые пропагандируют, что цирк должен быть без животных, цинично ведут себя по отношению к другим зрителям и артистам. В России у 80 процентов людей есть домашние животные. А нахождение общего языка со своей кошкой и есть дрессура.

— Но дома кошек не заставляют ходить на передних лапах, а в цирке медведи катаются на велосипеде и крутят хулахуп. Правильно ли заставлять животных делать то, что им несвойственно?

— Задачи дрессировщика заключаются в том, чтобы научиться распознавать возможности животного. И при этом животное не должно страдать. Если люди будут делать только то, что привычно, и откажутся от спорта, любых активных развлечений, будь то тарзанка или парашют, наша жизнь станет очень скучным мероприятием. Когда слон становится на задние лапы, людям, возможно, это кажется неестественным. Но, поверьте, когда слону нужно достать банан, он и на одну ногу встанет, и через голову перевернется, и разбежится, и снесет эту пальму. Во многом, люди, которые говорят о насилии над животными на арене, даже не пытаются понять, как дрессировщик достигает такого взаимопонимания с четвероногими.

— Есть цирковые программы, где культивируется идея о том, что животные должны делать только то, что делают в природе. Как вы к этому относитесь?

— Такие шоу я любовно называю "зоопарк на выезде". Вывести лошадь на манеж, пройти с ней круг и увести обратно — это не дрессура. Для защитников животных, которые утверждают, что если выпустить зверя на волю, он убежит, есть отличное видео в интернете под названием "Такого медведя я еще не видел". Там взрослый, крупный медведь гуляет по парку без ошейника и намордника. По зову дрессировщика он мчится к нему, и они демонстрируют различные номера. Видно, насколько человек и зверь в контакте друг с другом, что они друзья и партнеры.

— Что вы не позволяете своим хищникам?

— Есть меня.

— Как выбираете животных для цирка?

— Буквально месяц назад ездил в один российский зоопарк, где родились три тигренка. Из них я выбирал самого крупного и адекватного. Адекватный для меня — это тигренок, который подойдет, понюхает, пофыркает, а не начет шипеть из угла. Понятно, что психика животного будет меняться, и, взрослея, он будет и нападать на других тигров, и отстаивать свое интересы, но работать с ним будет проще.

— Кого проще приручить: тигра или женщину?

— Я не стал бы говорить, что мужчина приручает женщину. Но я продолжаю культивировать идею о том, что весь мир построен на дрессуре. Все мы с вами либо дрессируем кого-то, либо кто-то дрессирует нас. Общество выбирает себе президента, а он, в свою очередь, должен вести себя правильно, иначе оно же поднимется против него. Так же ведут себя хищники в стае, которые выбирают или свергают своего вожака.

— Артисты цирка довольно закрытые люди в отличие, например, от звезд шоу-бизнеса, актеров театра и кино.

— Беда в том, что о цирковых артистах мало говорят. Они привыкли доказывать свою состоятельность языком тела. А так заявить о себе сложнее. Кроме того, сама цирковая индустрия отстает от эстрады или театра. Российский государственный цирк, цирк Никулина должны создавать звезд. Но этого не происходит. Цирк братьев Запашных полностью себя сам сделал. За нами не стоит компания пиарщиков, хотя должна стоять. Я как директор Большого московского государственного цирка вывожу своих артистов на экраны, в печать. Я понимаю, что у хороших цирковых артистов появляется шанс быть публичными, высказывать свое мнение.

— Что вы уже успели увидеть за этот приезд в Минск, куда еще хотите съездить?

— Ходил на матч Беларусь—Америка в рамках чемпионата мира по хоккею. Хочу сказать, что проходят соревнования на очень высоком уровне — касательно и организации, и атмосферы в городе. Вместе с Владиславом Третьяком участвовал в открытии русского Дома болельщиков. В планах — посетить цирк Сержа Бондарчука, обязательно сходим в зоопарк. Поездим по белорусским замкам, в прошлом году мы побывали только в Мирском. Еще есть желание прыгнуть с парашюта, надеюсь, что получится.

— А в мире какие места или страны вас впечатлили?

— По-прежнему продолжаю восхищаться Китаем, бываю там регулярно. Мы с семьей жили там с 1992 по 1996 год, раньше я свободно разговаривал на китайском, сейчас уже начал забывать. Страна развивается семимильными шагами. Также очень понравился отдых на мексиканском курорте Канкун. А вообще я, как правило, еще до поездки смотрю, какие в этой стране есть знаковые места, которые точно должны запомниться.

— У вас день рождения 11 июля. Есть ли какие-то ритуалы, связанные с этим днем?

— Что касается анализа прожитых лет, я его провожу в своей голове на регулярной основе. Я скептик по жизни и все время отстаю от собственного графика. Мне все время мало того, что я достиг. Все время хочется большего, и я анализирую, почему я это не успел или то не успел, и что мне надо сделать, чтобы успеть. Жизнь — это такая быстрая штука. А мои амбиции заставляют делать все так, чтобы оставить хороший след после себя.

История цирковой династии Запашных началась в 1882 году. Родоначальником был клоун и музыкальный эксцентрик прибалтийский немец Карл Томсон, гастролировавший в России в конце XIX века под псевдонимом Мильтон. Его дочь Лидия с 15 лет выступала на манеже в качестве цирковой наездницы и гимнастки. Сегодняшнюю фамилию принес в историю цирка муж Лидии, Михаил Запашный, который пришел на манеж, сменив работу портового грузчика. Он держал своих детей вдалеке от цирка, но Отечественная война расставила все по своим местам, и в саратовском цирке началась цирковая карьера следующего поколения Запашных. Шестнадцатилетний Вальтер с шестилетним Мстиславом подготовили собственный акробатически-трюковой номер и начали выступать вместе с матерью. Так на цирковых афишах появилась группа "Братья Запашные". Затем они выступали сольно. В 70 лет Вальтер Запашный, перепробовав множество цирковых жанров, ушел на пенсию, передав свой аттракцион с тиграми сыновьям — Эдгарду и Аскольду Запашным.


Гастроли цирка братьев Запашных с программой "Эмоции и…" будут идти до конца июля.

Автор: Александра Корытова

Дата публикации: 16.07.2014

Комментарии

Популярные события

Выходные в городе

ЖурналWhere Minsk

Рекомендации Where Minsk

Новости

Популярные|Последние
 
 
19 октября пройдет семинар "Низкий сезон в туризме: как работать и зарабатывать"
 
 
Uber: как стать отличником
 
 
В Минске высадился "Городской десант"
 
 
Модный бизнес: BelTexIndustry 2017
 
 
"Умный Минск" приглашает детей и их родителей на новую научную программу "Химия 2"

© 2012-2015, LLC Travel-Press
База данных сайта и всех его поддоменов является интеллектуальной собственностью LLC Travel-Press и охраняется законом.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.