Сеть городских журналов Where Magazines:
в 70 городах мира c 1936 года

Город

Изнанка профессии: режиссер

 
 

Каково это быть режиссером в Беларуси, как стать профи в режиссуре, и где искать вдохновение — 4 истории от where Minsk.

Андрей Мицкевич: "Работа режиссера похожа на бег белки в колесе"

Фото: photo by Manofoto
Андрей Мицкевич — режиссер телевидения, работал на телеканале "1-й Национальный", делал проекты по заказу каналов "ОНТ", ТРО "Союз", на проектах "Время кино", "К теще на блины", "Кулинарная дипломатия". Работает в этой области уже 10 лет.


— Меня всегда интересовал кинопроцесс, с 13 лет я ходил в ДК Профсоюзов смотреть авторское и немое кино. Закончил я Белорусскую государственную академию искусств по специальности режиссура кино и телевидения, а работать в этой сфере начал уже с третьего курса.

Режиссер — это творческая профессия, которая опирается на ряд технических навыков. В моей работе все начинается со сценария. Замысла. Это фундамент, на котором можно все строить. Очень важно, чтобы сценарий не был казенным и заштампованным.

На каждом этапе работы возникают свои сложности. Нужно договориться с героями, выбрать интересные места для съемок, хорошо все подать, найти с оператором визуальное решение, проследить за работой звукорежиссера на площадке, а потом еще и за работой режиссера монтажа. Командная игра — это, пожалуй, самое сложное в этой работе. Можно, конечно, совмещать в себе и оператора, и видеорежиссера, и режиссера монтажа, но мне больше нравится работать в команде. Если ты одиночка, то можно реализоваться в документальном, короткометражном кино.

Найти единомышленников профессионалов сложно. Ведь не объявишь кастинг и не выберешь самых рейтинговых авторов и операторов. Важен психологический комфорт, чтобы каждый винтик механизма работал на результат. Когда команда в полном составе, можно становиться на палубу и плыть.

У режиссера ненормированный график работы, но я к этому привык. Для меня сложнее ходить на работу с 9 до 18, а вот ночь — самое время, чтобы писать или монтировать.

Бывают и другие сложности. Например, когда я работал на кулинарных проектах, постоянно сокращали смету. Приходилось искать более дешевые площадки для съемок, экономить на очень многих вещах, но такая ситуация не редкость.

Когда нет вдохновения, стоит взять творческий отпуск. Работа режиссера похожа на бег белки в колесе. Иногда после непрерывных монтажей и съемок нужно отдохнуть и съездить куда-нибудь. Например, на Балтику или в Тибет, в Италию или, может, в Испанию. Кому где больше нравится, и где есть возможность увидеть свежие образы, пейзажи, наладить новые коммуникации. Чтобы стать хорошим режиссером нужно много читать, смотреть фильмы, разбираться в истории искусств, слушать разную музыку и ориентироваться в музыкальных жанрах — как можно больше в себя впитывать. Все это надежная основа для творчества.

Разным режиссерам платят по-разному. Думаю, что больше всех получают те, кто делают рекламу. Потом идут клипмейкеры. Создателям документального кино платят меньше всего. На порядок выше — оплата работы режиссера в ток-шоу и развлекательных программах. Важно руководствоваться не только экономическими соображениями, но и делать то, к чему у тебя лежит душа. Мне, например, хочется делать проекты, связанные с культурным процессом — дизайн, кино...

Ксения Бахарева: "Если уж подписался на проект, то тяни до конца, независимо от вдохновения, сил и плохого самочувствия"

Ксения Бахарева — сценарист, режиссер и продюсер. Создатель многочисленных проектов на телевидении. В частности, хроники криминальных происшествий "Зона Х" (БТ), также работала над документальными циклами "Преступления века" (ОНТ), "Несекретные материалы" (ОНТ), "Каникулы в историю, 1812" (ТРО), "Каникулы в историю казачества" (ТРО), над лентой "Притяжение Альберта Вейника" (ТРО), победившей в 2014 году на Нью-Йоркском фестивале лучших телевизионных и кинофильмов. Работает в телевизионной режиссуре более 30 лет.

— Можно сказать, что на телевидении я родилась, поскольку с самого его основания в Беларуси там работала моя мама. После школы я сразу поступила на журфак, вечернее отделение, и в 17 лет пришла работать помощником режиссера в спортивную редакцию. Одно время работала в музыкальной редакции над программой "Рок-айленд" (1992-1994). Это была неповторимая по тем временам пионерская программа с живым звуком, концертным светом и прямым эфиром, в ней соревновались по 12 рок-групп, и в результате появления настоящего рок-острова случился расцвет поистине золотого века белорусского рок-н-ролла, появление и становление "Крамы", "Улиса", "Палаца". Потом неожиданно даже для себя самой я стала работать над созданием хроники криминальных происшествий "Зона Х", а затем ушла в серьезную документалистику.

Работу режиссера на телевидении я бы не назвала романтичной. Она порой очень тяжелая не только умственно, но и физически. Если уж подписался на проект, то тяни до конца, независимо от вдохновения, сил, плохого самочувствия и творческих разногласий. Ответственность — это такая вещь необходимая, как воздух. Подвел — больше никто ничего не предложит.

Самое сложное в работе, это понять, что ничего не клеится. Не связывается в одно целое, вечно не хватает средств, сроки на реализацию проекта не совпадают с героями, и когда это начинает разруливаться, вот тогда ты начинаешь верить, что все получится.

Часто попадаются начальники, далекие от телевизионного процесса, с которыми тяжело найти общий язык. В этой сфере нередко воруют идеи, идет скрытая борьба с целью "подсидеть" маэстро в уже раскрученном проекте. Сегодня школа режиссуры не сильна и отсутствует преемственность поколений. Нет уважения к маститым режиссерам, как это было в советское время, как мы уважали Карпилова, Шевелевича, Бахтиярова, Хащеватского.

Очень нравится придумывать что-то совершенно новое. Порой фонтан идей переполняет, однако, часто придуманную и заявленную идею очень просто загубить, если не знать, как ее реализовать правильно. А еще, когда принятый проект вдруг откладывается на неопределенное время, становится жаль потраченного времени на объявленный тендер, в котором все уже решено без тебя.

Каждый новичок, пришедший в режиссуру, хочет стать режиссером сразу. А так не бывает. Почему у парижского кутюрье в учениках по 9 лет ходят? Чтобы тебя заметили, нужно не только обладать классными идеями, но и первоклассно овладеть ремеслом и подчиниться технологии. Если ты действительно что-то стоишь, работа сама тебя найдет, и зарабатывать ты будешь неплохо. Непризнанных гениев именно от того и не признают, что они гении сами по себе, без команды. А телевидение, как и кинематограф, — искусство коллективное.

Сейчас я работаю генеральным продюсером Астраханского регионального телеканала "Астрахань24". Мой рабочий день начинается ежедневно в 9 утра независимо от того, который час показывают мои личные часы. Это значит, что не начало рабочего дня диктует процесс, а скорее наоборот. Начинается проект, и ты организовываешь рабочий процесс. К тому же, проектов может быть несколько. И тут самое главное — правильно расставить приоритеты.

Я надеюсь, что когда-нибудь придет время реальных рейтингов, и скучные и убыточные проекты, не оправдавшие себя, будут убираться из эфира не через год с небольшим. И талантливые телевизионщики будут востребованы не только в России и на Украине, но и у себя на родине, в Беларуси.

Евгений Лыткин: "Никогда не забуду, как один клип мы снимали 9 месяцев. Лучше бы я ребенка родил, честное слово!"

Фото: Максим Малахов
Евгений Лыткин — режиссер студии "Красный баян". Среди его работ клипы для групп: Rouble Zone, "Дрозды", Sun Road-21 и других, имиджевые видео для футбольного клуба БАТЭ, Алексея Гришина и Андрея Питбуль Орловского, а также реклама.


— Я окончил университет по специальности культуролог-исследователь. Вероятно, должен был стать преподавателем. Но так вышло, что уже на третьем курсе я работал ведущим на одном из борисовских телеканалов. Там же стал журналистом и координатором проектов. Далее делал свою музыкальную передачу, где артисты в прямом эфире пели и давали интервью. Через год позвали на другой канал, где я уже делал новости, но через год работы понял, что это потолок и нужно заниматься чем-то еще. Вместе с оператором Максимом Малаховым мы уволились и стали работать вместе. Начали с того, что сняли клип одной музыкальной группе. А потом понеслось!

День мой начинается по-разному. Если снимаем, то утром беру с собой раскадровки, кофе в термосе и еду на площадку. Обычно съемки проходят с утра до позднего вечера. Но съемки — это только вершина айсберга. Моя работа заключается в том, чтобы очаровать заказчика и вместе с ним придумать концепцию видео, а затем воплотить ее в жизнь. Вместе с Максом сижу за столом и довожу работу до финальной стадии, слежу с ним за качеством звука и цветокоррекцией. Если есть необходимость, что-то переделываем, корректируем. Если это клип, делаем все в тех масштабах, в которых может себе позволить исполнитель. Бывают проекты, в которых в техническом плане ни в чем себе не отказываешь. Снимать рекламу проще, да и за нее хорошо платят. Там есть дедлайны и конкретная задача, которую четко выполняешь. За съемку клипов бюджет меньше, а задачи ставят большие.

Обычно съемки занимают 2-3 дня. Монтаж — полторы недели, и цветокоррекция около недели, но иногда все затягивается. Никогда не забуду, как один клип мы снимали 9 месяцев. Хотя обычно сделать его можно за месяц. Лучше бы я ребенка родил, честное слово! Макс Малахов всегда отглаживает каждый кадр, но тогда мы "нарвались" на еще большего перфекциониста. Работать с заказчиком было сложно. Иногда от неприятных и неинтересных проектов и людей мы отказываемся. Вот приносит заказчик мне идею. Пытаюсь сделать ее лучше, что-то дополнить и изменить, а он ни в какую не хочет идти на компромисс! Тогда думаешь, может не стоит за это браться?

Знаю много молодых режиссеров, у которых горят глаза. Например, создатель игры "Схватка" Иван Маслюков или Кирилл Нонг, который сделал шпионский боевик "Снимать на поражение". Есть Антон Мамоненко, который выпустил хороший мотивационный ролик с участием Виталия Родионова. Из старшего поколения: Максим Сирый, который давно занимается клипами. Молодые режиссеры сегодня востребованы. Заказчикам не нужны те, кто занимается съемкой по 40-50 лет. Они делают это по шаблонам и просто штампуют какие-то вещи. Нас часто просят сделать видео креативно и интересно. Потому что целевая аудитория, для которой мы создаем продукт — молодежь. Клипы и рекламу тоже смотрит в основном молодое поколение.

Считаю, что муза — это миф и ее не существует. Людей, которые зависят от вдохновения, ничего хорошего в жизни не ждет. Нужно понимать: ты занимаешься хобби или делаешь что-то на поток. Если у тебя горят дедлайны, ты не можешь сказать, что у тебя нет вдохновения. Нужно сидеть и работать, а в процессе что-то появляется. Я бегаю вокруг канала у дома, чтобы структурировать новые идеи. Ухожу от людей и медитирую. Собираю обрывки мыслей, которые есть в голове, и записываю их в блокнот.

Я доволен работой. В ней не всегда так много творчества, как кажется, но есть и веселые моменты. Вчера с оператором до 3 часов ночи были на крыше и снимали подложки для клипа. Завтра едем на музыкальный фестиваль, а послезавтра снимаем атмосферное видео на футболе. Как и любая творческая работа, работы режиссера ненормированная. Ты не знаешь, сколько у тебя будет денег в итоге. Но, тем не менее, в этом есть свой кайф. Чем больше работаешь в этой сфере, тем больше плюсов находишь. Как бы там сложно не было, думаю, все равно буду этим заниматься. Белорусский шоу-бизнес пока развит плохо, но в этом есть и большие плюсы. Многие говорят, что нужно уезжать в Россию, на Украину, в Америку. Но мне нравится жить в Беларуси. Думаю, что и у нас можно развиваться. Кто-то же должен делать национальные продукты.

Виктория Соловьева: "Самое главное в моей работе — это успеть поесть вовремя. Если я не поем, то ничего не могу делать"

Виктория Соловьева — режиссер продюсерского центра Sugar. Автор роликов о здоровом образе жизни.

— Режиссером я только начала работать. После школы родители подарили мне фотоаппарат, и фотографией я занималась 4 года. Однажды общалась с режиссером телеканала "Мир" Дмитрием Шингуром. Ему понравились мои работы, он сказал, что ему кажется, что в дальнейшем я буду развиваться и займусь видеосъемкой, а потом, может, и режиссировать. Тогда я удивилась и не восприняла это всерьез. А через какое-то время я действительно начала заниматься видеосъемкой и режиссурой. Так что он был прав.

Мои родители архитекторы. С самого детства они меня развивали творчески. Мне не приходится черпать где-то вдохновение, потому что меня вдохновляет все, чем я занимаюсь.

Сейчас занимаюсь в основном съемкой клипов и рекламных роликов. Работа мне очень нравится, в ней почти нет никаких минусов. Основной недостаток, когда необходимо организовать работу людей независимо от их характеров. У каждого может быть свое настроение, что делать, если гороскопы не совпадают? Поэтому чтобы создать нормальную атмосферу, стараюсь всех хвалить. Обычно это помогает.

Если мне нужно руководить людьми, которые старше меня по возрасту, то проблем обычно тоже не возникает. В нашей команде все достаточно дружелюбные. Самое главное в моей работе — это успеть поесть вовремя. Если я не поем, то ничего не могу делать.

Зарплата зависит от того, сколько я поработаю. Нет четкой суммы в месяц. Если работаешь, то получаешь, если нет, то нет. Это очень мотивирует. Создавать что-то новое и общаться с новыми людьми очень приятно. Мне нравится искать актеров для ролика. Людей для съемок я могу искать даже в городе. Как-то я увидела симпатичную девушку в торговом центре и предложила ей на следующий день поучаствовать в съемке. Она пришла, не опоздав.

Особенно интересно работать режиссером в продюсерском центре. Здесь крутится много звезд шоу-бизнеса. Все говорят, что в Беларуси он не развит, но на самом деле это не так.

Сейчас стремлюсь снимать и рекламу, и клипы. Моя цель — не следовать правилам, не поддаваться им, а за счет разрушения создавать что-то новое. Как говорят мои родители, разрушить глиняный дом и создать кирпичный.

У меня есть серия видеороликов под названием "Не Смешно", которые я снимала на веб камеру компьютера, и они стали набирать популярность в интернете.

Думаю, чтобы стать режиссером нужно в первую очередь желание. Знаю людей, которые хотели кем-то стать, не имея специального образования, и в итоге стали.

Мои ощущения на работе можно сравнить с чувством влюбленности. Я не замечаю быта и тяжестей. Это похоже на все возрастающую любовь.

Автор: Людмила Волкова
Фото из личных архивов


Дата публикации: 14.07.2014

Комментарии

Популярные события

Выходные в городе

ЖурналWhere Minsk

Новости

Популярные|Последние
 
 
26 сентября в Минске пройдет первый медицинский воркшоп
 
 
19 октября пройдет семинар "Низкий сезон в туризме: как работать и зарабатывать"
 
 
Uber: как стать отличником
 
 
В Минске высадился "Городской десант"
 
 
Модный бизнес: BelTexIndustry 2017

© 2012-2015, LLC Travel-Press
База данных сайта и всех его поддоменов является интеллектуальной собственностью LLC Travel-Press и охраняется законом.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.