Сеть городских журналов Where Magazines:
в 70 городах мира c 1936 года

Архив

Удивительные факты: американский рекорд в белорусском болоте

 
 

Как американские летчики едва не потерялись в белорусских болотах, что из самолета может взять себе на память пилот, и в каком виде предстала наша страна в западной прессе в 20-ых годах прошлого века, рассказывает where Minsk.

К концу 1920-ых годов серьезным вызовом для авиаторов стало покорение знакового рекорда — кругосветное путешествие по воздуху. Одна из попыток была предпринята американскими летчиками Джеймсом Маттерном и Беннетом Гриффином.

Вылетев из Нью-Йорка 5 июля 1932 года, пилоты за рекордные 10 часов 50 минут пересекли Атлантику, а весь путь до Берлина занял 18 часов 41 минуту. Дальше экипажу предстоял полет над территорией СССР с четко оговоренными советской стороной посадками в Москве, Свердловске, Омске, Новосибирске, Иркутске и Якутске. Вылетев из Берлина вечером 6 июля 1932 года в 8 часов 30 минут по местному времени, в назначенные 4 часа утра самолет в Москве так и не появился. Американские газеты запестрили заголовками о возможной судьбе самолета и экипажа. "Вашингтон репортер" от 7 июля вышел с передовицей — "Американские пилоты кругосветного перелета потерялись в чужом небе". События кратко освещались и в советской прессе. В газете "Правда" от 8 июля сообщалось, что по состоянию на 5 часов утра сведений об американском самолете нет.

Вскоре пропавших пилотов нашли. Самолет отклонился от маршрута на 70 километров южнее и рано утром, после пересечения советско-польской границы, потерпел крушение на торфяном болоте недалеко от города Борисова. Благодаря данному авиаинциденту, белорусские города неожиданно попали на первые полосы ведущих мировых газет. Американские журналисты, например, разъясняли своим читателям, что Минск находится примерно на середине пути от Берлина к Москве, недалеко от польской границы, а население близлежащего Борисова всего 26 тысяч человек.

О самой катастрофе сообщалось, что ее причиной стало заклинивание руля высоты. При посадке в условиях дождя на болотистую местность самолет перевернулся и был серьезно поврежден, но летчики, к счастью, отделались незначительными травмами. После аварийной посадки американские пилоты направились к ближайшим зданиям. Там располагался местный совхоз, где их накормили и оказали первую медицинскую помощь. Вечером, после того как самолет был извлечен из болота, летчиков доставили на поезде в Минск и разместили в гостинице. Джеймс Маттерн не был уверен, что увидит свой самолет снова, поэтому снял и забрал на память приборную панель. Газета "Геральд телеграф" отметила, что минский отель не имеет средств связи с внешним миром и пообщаться с летчиками, к сожалению, невозможно.

Некоторые подробности пребывания пилотов в Минске можно узнать из публикаций американского журналиста Адама Финенберга, который изучал дневники Маттерна. По его сведениям, в минскую гостиницу пилоты были помещены под домашний арест и находились там под охраной сотрудников госбезопасности. Дело в том, что при обыске в самолете были найдены патроны, стало понятно, что пилоты заблаговременно где-то выбросили пистолет. В то время обязательным условием для пролета над территорией СССР иностранных самолетов было отсутствие фотоаппаратуры и огнестрельного оружия.

Для решения дальнейшей судьбы американцев отправили в Москву. 10 июля на Белорусско-балтийском вокзале пилотов встречали многочисленные советские и зарубежные журналисты. Летчиков разместили в гостинице "Метрополь" и немедленно доставили на допрос. Маттерн в дневнике писал, что допрос проходил непосредственно в Кремле. Однако, возможно, он принял за часть кремлевского комплекса, например, близлежащее здание органов госбезопасности на Лубянке. На допросе пилотов напрямую обвинили в шпионаже. Положение летчиков становилось незавидным, но внезапно их освободили и через полтора дня отправили домой. Видимо, широкое международное внимание к судьбе американских пилотов сыграло свою роль. Власти даже помогли с транспортировкой самолета: он был разобран и доставлен в Америку.

Еще со времен поражения Наполеона на Березине во французском языке появилось выражение C'est la Bеrеzina (Это — Березина), которое означает полную катастрофу, крах. Через 120 лет на тех же топких, болотистых берегах Березины катастрофа американского самолета прервала кругосветный скоростной перелет техасских пилотов.

Автор: Владимир Кулаженко

Дата публикации: 20.06.2014

Комментарии

Популярные события

Выходные в городе

ЖурналWhere Minsk

Рекомендации Where Minsk

Новости

Популярные|Последние
 
 
Номинант на "Оскар" в белорусской озвучке: в Минске покажут фильм японского режиссера Хаяо Миядзаки "Ветер крепчает"
 
 
Что общего у похода и бизнеса?! Приезжай на "Лiпень.PRO", чтобы узнать...
 
 
Никаких шпрот и только высокая кухня: в Минске на один день открылся латвийский pop-up ресторан Klusums&Martell
 
 
В Минске пройдет турнир по гольфу Time to Golf
 
 
Стартовали продажи флагмана Honor 10 с искусственным интеллектом

© 2012-2015, LLC Travel-Press
База данных сайта и всех его поддоменов является интеллектуальной собственностью LLC Travel-Press и охраняется законом.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.