Сеть городских журналов Where Magazines:
в 70 городах мира c 1936 года

Архив

Белые пятна истории: театр в оккупированном Минске

 
 

За что минчане могли благодарить Муссолини, как билеты на вечерние спектакли спасали жизнь, и за что советская власть отомстила Театру юного зрителя, — об этом рассказывает where Minsk.

Казалось бы, Вторая мировая война — один из самых изученных периодов в белорусской истории. Но на самом деле в нем огромное количество "белых пятен". Среди них — деятельность Менского театра, который работал в городе во время оккупации. До начала 1990-ых его деятельность была покрыта тайной. Да и сейчас многие детали и обстоятельства его работы остаются неизвестными.

Как возник театр?

Для большинства граждан СССР война с Германией началась внезапно. Уже 22 июня немецкие самолеты бомбили Минск, а 28 июня столица Беларуси была полностью оккупирована. Первым на восток убежало начальство. Мой прадедушка, столяр Федор Кленовский, живший в то время на Грушевке, вспоминал, как вместе с коллегами отправился в район современного Уручья, где тогда находился военкомат. Но его сотрудники каким-то образом уже эвакуировались.

Неудивительно, что многие столичные актеры не успели уехать на восток. В Минске остались многие актеры столичного Театра юного зрителя, некоторые певцы, танцовщики, артисты хора и музыканты Оперного, а также работники филармонии, эстрады и цирка. Кроме того, в июне 1941 года во всех областных городах гастролировали приезжие театры (в Минске — знаменитый МХАТ). Например, актер Брянского театра Вознесенский и его жена Шаповалова бежали из Гродно, но сумели добраться только до белорусской столицы.

Сейчас точно неизвестно, у кого родилась идея из таких разных исполнителей создать общую труппу. Большое покровительство театру оказывал Вацлав Ивановский, бургомистр Минска. Новый коллектив получил название Менский белорусский театр. И не случайно. Дело в том, что свое современное название наш город окончательно получил лишь в 1939 году. До этого он назывался Менском.

Немцы и девушки

Новый коллектив работал в помещении современного Купаловского театра (здание Оперного также уцелело, но в нем немцы разместили конюшни и склад). А уже осенью 1941 начался театральный сезон.

Первой начала выступления эстрадно-цирковая труппа. Артисты давали концерты, во время которых исполнялись балетные и цирковые номера, оперные арии. Иногда для выступлений приезжали гастролеры из Германии. Такие представления чаще всего посещали немцы.

А вот минчане охотнее ходили на спектакли двух других трупп, оперной и драматической. Одна из причин в том, что постановки шли на белорусском языке, который большинство немцев не знали. Вообще, педантичные оккупанты ввели раздельное посещение спектаклей для себя и местных. Доходило до того, что немцы, пытаясь провести вечер с белорусскими девушками, переодевались в штатское. Были случаи, когда их все-таки узнавали и не пускали в здание театра.

Даже партизаны в своих донесениях отмечали, что театр пользовался у минчан популярностью. Цена билета составляла примерно от 5 до 25 рублей (зритель, имевший средние доходы, зарабатывал 300-500 рублей). Билеты на вечерние спектакли являлись пропуском на улицах после начала комендантского часа. Тогда его отсутствие могло стоить минчанам жизни…

Зал "громко плакал"

Уже после войны актеров, игравших в театре, обвиняли в сотрудничестве с врагами. Но это несправедливо. Например, Николай Клаус занял должность дирижера по соглашению с Минским подпольным центром. А актер Николай Сченснович вместе со многими своими коллегами ушел в партизаны.

Кроме того, достаточно обратить внимание на названия спектаклей, которые шли в Минске. Связь с современными событиями отражали всего несколько постановок. Одна из них, "Погубленная жизнь", поставленная по пьесе Тодара Лебеды, была посвящена насильственной коллективизации, проходившей в 1930-ые годы. Присутствующие воспоминали, что на показах весь зал "громко плакал". Причем, премьера состоялась в июне 1944 года, за месяц до освобождения Минска.

Какие спектакли шли на сцене театра? Среди опер — "Свадьба Фигаро" и "Волшебная флейта" Моцарта, "Евгений Онегин" Чайковского, "Севильский цирюльник" Россини, "Кармен" Бизе, а также несколько произведений, написанных белорусскими композиторами, например, "Всеслав Чародей" Щеглова. В репертуаре имелась и оперетта — "Цыганский барон" Штрауса. Сложнее было с драматическими спектаклями. Советские пьесы, которые шли до войны, ставить, понятное дело, запрещалось. Поэтому чаще всего брали национальную классику: "Пинская шляхта" Дунина-Мартинкевича, "Примаки" Купалы, "Пан министр" Олехновича. А также обращались к драматургам из Германии или тех стран, которые были ею оккупированы. К немцам Шиллеру ("Коварство и любовь") и Гауптману ("Потонувший колокол"), итальянцу Гольдони ("Хозяйка гостиницы") — ведь Муссолини являлся главным союзником Гитлера; норвежцу Ибсену ("Кукольный дом").

Охота на Кубе

22 июня 1943 года в шесть часов вечера в театре начался спектакль "Пан министр" по пьесе Франтишка Олехновича. День нерабочий: немцы праздновали вторую годовщину нападения на СССР. В театре было запланировано торжественное заседание, а также два спектакля — утренний и вечерний. Во время второго в театре прогремел взрыв. Вероятно, взрывчатка была заложена где-то под полом. Взрывом сорвало первые ряды партера с правой стороны и повредило оркестровую яму. Также пострадала правая передняя ложа и частично сцена. Взрывной волной выбило часть стены в канцелярии на втором этаже.

Несколько десятков человек, в том числе два исполнителя диверсии, погибли на месте. Многие были ранены. Во время взрыва на сцене находился актер Борис Владомирский. Взрывной волной его швырнуло через всю сцену. Он ударился о полотняную декорацию, которая смягчила удар и спасла Владомирскому жизнь.

Как свидетельствуют архивы, взрыв в театре организовали партизаны, которые охотились за Вильгельмом Кубе. Но генеральный комиссар побывал в театре утром и уехал. А пострадали, как обычно это бывает, местные жители.

Как отомстили ТЮЗу

23 июня 1943 года Менский театр официально закрыли на ремонт. В сентябре коллектив выезжал на гастроли в Барановичи, Слоним и Несвиж, показывал спектакли на Сморгонщине. После ремонта здание открылось 2 апреля 1944 года. За три месяца театр успел представить две новые премьеры: "Погубленную жизнь" Тодара Лебеды и оперу Алексея Туренкова "Купалье".

После освобождения Минска судьба артистов сложилась по-разному. Например, Николай Цурбаков стал одним из ярких исполнителей в Гомельском областном театре, получил звание заслуженного актера и даже дважды сыграл Ленина, а в те годы — это важнейший признак лояльного отношения власти. А вот биографии директоров театра сложились очень трагично. Ян Кравченок страдал манией преследования и закончил свою жизнь в польской психбольнице. Петр Булгак, его преемник, после войны был сослан в Сибирь. Дирижер Николай Клаус, работавший в театре с согласия подпольщиков, был арестован, сослан в Коми и в Беларусь больше не вернулся.

Советская власть отомстила и Театру юного зрителя, чьи актеры составляли основу Менского театра. В отличие от Купаловского и Оперного, он после войны так и не начал работу. Новое открытие ТЮЗа произошло лишь в 1956 году, причем о довоенной истории старались не вспоминать.

Можем ли мы осуждать артистов театра за то, что они играли при немцах? Думаю, нет. Ни одна из их постановок не несла в себе нацистских идей. А сами актеры, вынужденные выживать, приобщали минчан к искусству и хотя бы немного отвлекали от ужасов оккупации.

Кстати, когда немцы оккупировали Францию, парижская Гранд-Опера также продолжила работу, а знаменитый балетмейстер Серж Лифарь ставил там свои спектакли. После войны его обвинили в коллаборационизме. Но затем оправдали, и Лифарь триумфально вернулся в родной коллектив.

Автор: Денис Мартинович

Дата публикации: 13.06.2014

Комментарии

Популярные события

Выходные в городе

ЖурналWhere Minsk

Рекомендации Where Minsk

Новости

Популярные|Последние
 
 
В Минск на открытие модного концептуального пространства приехали грузинские дизайнеры
 
 
В крафтовой серии "Калекцыя Майстра" от "Лидского пива" представили две новинки
 
 
18 ноября в ТРЦ Galleria Minsk запланированы сразу два открытия
 
 
Samsung Electronics и Mastercard запускают в Беларуси Samsung Pay
 
 
Седьмой фестиваль velcom Smartfilm назовет лучших авторов мобильного кино со всего мира

© 2012-2015, LLC Travel-Press
База данных сайта и всех его поддоменов является интеллектуальной собственностью LLC Travel-Press и охраняется законом.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.