Сеть городских журналов Where Magazines:
в 70 городах мира c 1936 года

Архив

Фотоархив: парусный спорт в Беларуси

 
 

О наших первых яхтсменах, трофейной немецкой яхте довоенных годов, экипировке из подручных материалов и Петре Машерове, рассказывает where Minsk.

Парусный спорт не случайно называют королевским — коронованные особы любят его настолько, что даже пикантные скандалы не в силах умалить их желание отдохнуть под белеющим одиноким парусом. Последним за свою страсть поплатился испанский король Хуан Карлос I де Бурбон, которого папарацци сфотографировали несколько лет назад с вертолета загорающим нагишом на собственном паруснике. В Испании это не вызвало ажиотажа: как шутили тогда в стране, испанцы лишний раз убедились, что их король и в этом смысле в полном порядке. Отдохнуть под парусом, правда, вроде как без ню, всегда любили и в Беларуси.

Первые любители яхтинга в Беларуси появились еще в конце XIX века, а в середине 1930-ых годов Адам Новицкий открыл первый кружок любителей ходить под парусом на озере Нарочь.

На фото: Валерий Палазов, государственный тренер БССР (слева), Евгений Калина, чемпион СССР и заслуженный тренер СССР по парусному спорту (справа)

Свое современное развитие парусный спорт в Беларуси получил во второй половине 1960-ых годов: состоялся первый Чемпионат республики (1967), а при Минском дворце пионеров был создан кружок парусного спорта под руководством Валерия Палазова для подготовки резерва сборной (1968). В Минск из Украины переехал Евгений Калина — чемпион СССР, сделавший белорусский парусный спорт профессиональным.

В середине 1960-ых годов группа энтузиастов-любителей обосновалась на берегу Заславского водохранилища, где в 1969 году был организован яхт-клуб "Урожай". Первым директором стал Михаил Кирик — заслуженный тренер БССР. Сегодня в память об этом человеке ежегодно проводится регата. На месте базы сейчас расположен Республиканский центр олимпийской подготовки по парусному спорту, в котором занимаются более 100 спортсменов.

Первые яхты привезли в Минск из Риги и Ленинграда весной 1966 года. Состояние этих яхт было, мягко говоря, совсем не презентабельным. Подготовкой и восстановлением судов занимались прямо на улице. А зимой их просто укрывали тентом и хранили на территории огороженной базы "Урожай" под открытым небом. Диапазон возраста энтузиастов составлял от 16 до 35 лет. Тренеров в те времена не было, все занимающиеся являлись самоучками. Многие из яхтсменов до того как прийти в парусный спорт занимались морским многоборьем в морском клубе.

На фото: гоночная яхта олимпийского класса "Солинг"

Одна из первых энтузиастов того времени Галина Бабицкая смогла попасть на прием к самому Петру Машерову. После обсуждения глава республики дал добро на развитие парусного спорта в стране, поручив для консультаций связаться с комсомолом Балтийских стран. На просьбу о помощи первыми откликнулись латыши. Первыми завезенными классами яхт были "М-К", "Летучий голландец", "Финн" и юношеский класс "Ёрш". Кроме этого рижане передали крейсерскую яхту "Комсомолец" (родное название "Фелга") — трофейную немецкую яхту довоенных годов. Первыми килевыми яхтами были "Звездники" и "Драконы" — долгое время они являлись единственным флотом БССР.

Юношеский "Оптимист" является самым популярным классом яхт в мире. На сегодняшний момент по всему миру на этих яхтах гоняются сотни тысяч юношей и девушек, мечтающих стать олимпийскими чемпионами. Впервые яхты класса "Оптимист" появились в БССР уже в конце 1960-ых годов. В те времена на территории СССР они строились только на эстонской судоверфи "Спортсудостроение" в Таллинне, которая обеспечивала весь парусный мир на территории Союза. Однако энтузиасты Беларуси пытались начать строительство яхт класса "Оптимист плюс" и в Минске. Кружок парусного спорта во Дворце пионеров поставил на воду несколько деревянных яхт, на которых впоследствии обучались будущие чемпионы и призеры международных соревнований.

На фото: Сергей Хорецкий и Евгений Калина на яхте "Летучий голландец". 1970-ые годы

Экипировка яхтсмена в советские времена состояла из отечественных резиновых костюмов "Калипсо", которые выдавались сроком на несколько лет. Некоторые спортсмены занимались в костюмах рыбака. Те, кто входили в национальную сборную и сборную СССР, получали одежду финской фирмы "Рукка", которую хранили с особой бережностью. Ведь такой валютный товар было очень нелегко приобрести. Дополнительно выдавались кеды и ветрозащитные костюмы из модной в те времена болоньи. Рекомендуемые сроки носки одежды не соответствовали реальной картине. Поэтому зачастую спортсмены тренировались в обычной не парусной форме, чтобы сохранить специальную экипировку для выступления на официальных стартах.

Все суда обязаны были пройти регистрацию и получить судовой билет. Вначале необходимо было пройти первичный обмер непосредственно в том клубе, которому принадлежала яхта. Затем техническая комиссия проверяла исправность яхты и годность ее к плаванию. После этого билет отправлялся в Москву для регистрации в Министерстве спорта СССР. Как таковых частных владельцев не было: судно принадлежало яхт-клубу или организации. В судовом билете отмечались: название яхты, ее класс, номер на парусе, порт прописки, год и место постройки, а также владелец.

На фото: Геннадий Страх, серебряный призер Чемпионата мира в классе "Солинг". 1984 год

Лучшим яхтсменам СССР предоставлялась возможность сфотографироваться на фоне флага сборной команды Советского Союза по парусному спорту. Снимки затем вывешивались на доске почета не только в родном яхт-клубе, но и в главном центре подготовки сборной команды в Сочи.

Парусный спорт является технически сложным видом. Помимо человека, который управляет яхтой, многое зависит и от погодных факторов: ветер, волна и течение ежеминутно влияют на результаты гонок. Для обеспечения безопасности на воде спортсмены надевают спасательные жилеты. Для дополнительной подстраховки рядом находится тренер на катере. Все яхтсмены проходили обязательную подготовку для хождения в ночное время суток, в туманную или штормовую погоду.

На фото: крейсерские классы яхт, участвующие в чемпионате БССР. 1980-ые годы

Первый Чемпионат Белорусской ССР состоялся осенью 1967 года. В нем приняли участие все завезенные в том году классы яхт. В дальнейшем любительские регаты и чемпионаты приобрели регулярный характер, а прогулки под парусом по Минскому морю стали популярным отдыхом среди горожан. Уже в конце 1990-х годов в акватории Минского моря состоялся этап Кубка мира в классе "Микро".

Дата публикации: 16.05.2014

Комментарии

Популярные события

Выходные в городе

ЖурналWhere Minsk

Новости

Популярные|Последние
 
 
На территории Дома Ваньковичей волонтеры высадили 300 кустарников и деревьев
 
 
С 24 по 29 октября в Минске пройдет международная выставка-конкурс стендового моделизма
 
 
На Belarus Fashion Week дебютирует бренд Vesnaletto
 
 
Открытие концертного сезона струнного оркестра "Метаморфоза" состоится 24 октября
 
 
Кэйко Мацуи выступит в Минске

© 2012-2015, LLC Travel-Press
База данных сайта и всех его поддоменов является интеллектуальной собственностью LLC Travel-Press и охраняется законом.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.