Сеть городских журналов Where Magazines:
в 70 городах мира c 1936 года

Город

Неизвестные факты: отечественный автомонстр

 
 

Как связаны между собой эффектный классический седан с полным приводом, весом более 28 тонн, длиной в 8 метров, с объемом двигателя почти в 40 литров и МАЗ, рассказывает where Minsk.

В 1950—60-ые годы законодателем в мировой автомобильной моде, без сомнения, был американский автопром. Но что сказали бы истинные ценители ретроавтомобилей о классическом седане с полным приводом, весом более 28 тонн, длиной в 8 метров, оснащенный мощным двигателем с объемом почти в 40 литров, с внешностью, не уступающей лучшим образам американской автоклассики? Кажется невероятным, однако такой автомобиль выпускался на Минском автомобильном заводе.

Речь идет о МАЗ-541, который, имея внешность харизматичного легкового седана, таковым в действительности не являлся, а был предназначен для аэродромной буксировки новых советских пассажирских самолетов Ту-104 и Ил-18. Именно появление в СССР авиалайнеров весом свыше 50 тонн потребовало создания специализированного аэродромного тягача. До этого с транспортировкой самолетов справлялись серийные большегрузные автомобили.

К разработке такой машины белорусские конструкторы приступили в 1956 году. За основу были взяты узлы и агрегаты 25-тонного МАЗ-525 и армейского МАЗ-502. На автомобиль установили танковый дизельный двигатель Д-12А. Но что и вызывает настоящее удивление — это фантастический экстерьер автомобиля.

Почему тягач был разработан не в присущем специальной аэродромной технике скучном функционализме, а был выполнен в стиле американского "мускул кара"? Скорее это нестандартный, творческий подход к данному проекту коллектива разработчиков. В те годы на Минском автомобильном заводе собрался уникальный коллектив специалистов, которыми руководил заслуженный белорусский конструктор автомобильной техники — Борис Шапошник. Да и сама обстановка в стране способствовала свободе творчества: набирала обороты хрущевская оттепель. Кроме того, МАЗ-541 должен был встречать авиалайнеры международных рейсов, то есть являться своеобразной визитной карточкой советских аэропортов. Масса сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 значительно превышала 100 тонн, но минский тягач справлялся и с ним, хотя изначально предназначался для самолетов до 85 тонн.

Первый экземпляр МАЗ-541 был выпущен в 1959 году. И судя по всему, испытания красавца-тягача прошли успешно. Потому что незадолго до полета Гагарина в космос на Минском автозаводе был издан Приказ №11 от 7 января 1961 года "Об изготовлении 4-х штук аэродромных тягачей МАЗ-541". Этим документом тогдашнему начальнику экспериментального цеха А. С. Соловьеву было поручено изготовить в первом квартале 1961 года четыре аэродромных тягача для выполнения правительственного задания. И все бы хорошо, но на этом повествование о судьбе автомобиля-гиганта МАЗ-541 обрывается.

Технические характеристики МАЗ-541 по данным из музея истории МАЗа:
"Колесная формула — 4х4;
Полная масса, кг — 28000;
Длина, мм — 7800;
Ширина, мм — 3400;
Высота, мм — 2200;
База, мм — 4200;
Максимальная скорость — 30 км/час".


А вот такие же сведения, но уже из книги Л. М. Шугурова "Автомобили России и СССР":
"Длина, мм — 7797;
Ширина, мм — 3400;
Высота, мм — 2802;
База, мм — 3403;
Масса, кг — 28230;
Допустимая масса буксируемого прицепа, кг — 85000;
Двигатель — Д-12А:
Число цилиндров — 12;
Мощность, л. с. — 300;
Число передач — 3х2;
Колёсная формула — 4x4;
Скорость максимальная, км/ч — 30".


К сожалению, модель, которая могла стать одним из символов советского "Аэрофлота", так и осталась экспериментальной и не вошла в массовую серию. Всего было собрано три автомобиля. Сегодня мало что известно об их судьбе. По всей видимости, до наших дней не дожил ни один экземпляр. На сохранившихся немногочисленных фотографиях можно увидеть, что 541-й трудился в московском аэропорту "Шереметьево", а в 1969 году даже попал в кадры документального фильма, когда выводил для первого полета легендарный Ту-144.

Сегодня МАЗ-541 — забытая легенда, памятник инженерной мысли и неординарного дизайнерского мастерства. Однако именно такие смелые и необычные проекты обязаны быть предметом для гордости.

Время автогигантов
В начале 1950-ых бензин был дешев, а ограничения по экологичности и безопасности автомобилей практически отсутствовали. Зато конкуренция между автопроизводителями обострилась до предела. Для привлечения покупателей компании выпускали все более и более мощные автомобили. Даже внешность автомобилей, подчеркивая их силу, приобретала черты ракет и самолетов, сформировав новое направление в дизайне автомобилей, позднее обозначенное как "аэростиль". Так появился класс автомобилей, созданных на основе серийных седанов, но оснащавшихся 8-цилиндровыми двигателями большой мощности и объема, получивших название "мускул кары" (muscle cars). Сегодня сохранившиеся экземпляры подобных "псевдоспортивных" автомобилей — вожделенная мечта для коллекционеров.

Автор: Владимир Кулаженко
Дата публикации: 06.05.2014

Комментарии

Популярные события

Выходные в городе

ЖурналWhere Minsk

Рекомендации Where Minsk

Новости

Популярные|Последние
 
 
В Минске дегустировали французские вина
 
 
Благотворительный фонд "Белый аист" отметит свое пятилетие пятью концертами
 
 
7 декабря в декор-центре "Ойкос" пройдет заседание клуба "Архи-Дизайн"
 
 
С 13 декабря по 10 января пройдет культурно-гастрономическая акция с участием французской принцессы
 
 
В начале 2018 года пользователи домашнего интернета velcom перейдут на voka и получат 4K-контент

© 2012-2015, LLC Travel-Press
База данных сайта и всех его поддоменов является интеллектуальной собственностью LLC Travel-Press и охраняется законом.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.