Сеть городских журналов Where Magazines:
в 70 городах мира c 1936 года

Город

Не как у всех: минские семьи с идейным подходом к воспитанию детей

 
 

О родителях-вегетарианцах, детях, не знающих запретов, маме, которая общается с сыном только на английском языке, и папе, принципиально разговаривающим с дочкой на белорусском — о родителях с идеей рассказывает where Minsk.

Билингвизм: "Я всегда общаюсь с сыном на английском, а папа — на русском языке"

Сегодня научно доказано, что билингвизм (владение двумя языками) положительно влияет на развитие мозга и помогает воспитать гармоничного и всесторонне развитого человека. Кроме того, ранний возраст уникален по своим потенциальным возможностям, в том числе, в сфере изучения языков, которые усваиваются параллельно и без напряжения. Зная это, Виктор и Елена Савицкие с самого рождения воспитывают сына в ситуации двуязычия.

"Я всегда общаюсь с сыном на английском, а папа — на русском языке. Мы никогда не отступаем от этого правила, чтобы у ребенка не было проблем с разграничением языков. Сегодня Антону 2 года и 3 месяца, и он моментально переходит с одного языка на другой и знает, с кем на каком языке говорить".

Так как Антону скоро идти в садик, уже сейчас родители думают о том, как уравновесить влияние русского языка, на котором будет общаться большинство из его окружения. "Самое главное правило, которое мы вывели с мужем, можно сформулировать так: язык должен быть естественным сопровождением интересной для ребенка деятельности, а не самоцелью. Однако было бы наивно ожидать, что ребенок будет всегда с радостью заниматься не родным языком. Поэтому важно заложить прочный фундамент в самом раннем возрасте, когда малыш все воспринимает как должное, и у него не возникает вопрос "Зачем?" С возрастом дети становятся все практичнее и, не видя необходимости в общении на втором языке, могут возникнуть трудности. "Мы видим нашу задачу в том, чтобы не отступиться и творчески подойти к ситуации. К примеру, совместные путешествия, когда "мамин" язык позволит общаться со многими людьми, будет хорошим шансом убедиться в его нужности". В решении каких-то сложных ситуаций порой помогают блоги более опытных родителей детей-билингвов. "К примеру, благодаря общению с папой-блоггером из Японии, некоторое время назад я начала разговаривать с мужем на английском в присутствие сына, что оказалось очень правильным решением".

На вопрос, если ли непонимание к такому подходу воспитания, Елена ответила так: "Сначала наши родные не очень обрадовались. Периодически мы слышали фразы типа "У него же будет каша в голове" или "Зачем перегружать ребенка". По нашему мнению, за таким отношением скрывался страх оказаться в непривычной ситуации. Со временем все привыкли, со стороны родственников больше неприятия нет. Другие же родители часто спрашивают меня: "Понимает ли он по-русски?", "Как и зачем мы это делаем?" Я с удовольствием делюсь опытом и надеюсь, что единомышленников будет становиться больше".

Вегетарианство: "Видя в магазине отрубленную голову свиньи или убитую рыбу, дети чувствуют, что это плохо"

"Когда начинаешь внимательнее изучать мир, становится понятно, что гармония с миром, это, прежде всего, гармония с законами природы. Это касается и питания, ведь мы состоим из того, что едим. Одни продукты привлекают: они хорошо пахнут, красиво выглядят и буквально хотят, чтобы их съели, а другие — убегают. А если убегают, значит и не стоит их догонять и идти против своей природы". Подобные размышления привели семью Дмитрия и Натальи Богдан к переосмыслению своего образа жизни, подходов к воспитанию. Уже более пятнадцати лет они придерживаются вегетарианства.

"Мы увлекаемся восточной литературой, занимаемся йогой, давно отказались от курения и употребления алкоголя, а также всего, что убегает, уплывает, улетает и уползает. Кроме того, у нас есть список и других продуктов, которые мы исключили из своего рациона. Это те продукты, которые негативно влияют на здоровье человека — яйца, грибы, лук, чеснок".

Их очаровательные дочери Анна-Лалита (5 лет) и Лилия-Амрита (2 года) с радостью следуют примеру родителей. "Мы учимся сами и учим своих дочерей слушать свой организм. Даже годовалый ребенок может сказать, что ему хочется, а чего нет. Видя в магазине отрубленную голову свиньи или убитую рыбу, дети чувствуют, что это плохо, неправильно". Отсутствие в Минске специализированных кафе и ресторанов не огорчает семью Богдан: "Все продукты, что мы покупаем, можно уместить на один прилавок, но мы постоянно придумываем новые рецепты, используем самые разнообразные специи. В любом случае лучшая еда та, что приготовлена с любовью близкими людьми. Поэтому походам в кафе мы предпочитаем теплые встречи с родными и друзьями".

На вопрос тяжело ли отказываться от мяса, семья Богдан отвечает однозначно: "Культурный человек — он не хищник. Нам же не тяжело не убивать, не грабить, не нарушать законы. Потому и придерживаться вегетарианства не сложно". Помимо вегетарианской философии, Дмитрий и Наталья являются сторонниками домашнего обучения. "Сейчас мы начали разрабатывать школу воспитания, основывающуюся на древней мудрости под названием "Воспитание мудреца". Главный принцип этой идеи заключается в том, что ребенок должен, прежде всего, научиться жить в гармонии с природой и другими живыми существами". В этой школе учителями, прежде всего, являются сами родители (Дмитрий и Наталья имеют педагогическое образование), которые в интересной форме подают ребенку знания умения и навыки, позволяющие ему в первую очередь чувствовать себя нужным, полезным, значимым.

Учение с пеленок: "В 4 месяца мы показывали детям карточки с картинками и словами"

Ранее развитие стало основой воспитания детей в семье Василия и Светланы Сушко. "Образованием Тимура (11 лет) и Ольги (5 лет) мы начали заниматься в самом раннем возрасте: в 4-5 месяцев показывали карточки с картинками и словами, с 3-4 года играли в слова и города, решали задачи с нашими детьми в главной роли (создавали презентации в Power Point с их фотографиями). Большое значение уделяется играм как очень действенному способу обучения. Во время прогулок мы обсуждаем познавательные фильмы. Всей семьей мы изучали "эффект лотоса", Тимур в начальной школе ставил опыты над водой. Главное, что эти занятия должны быть ежедневными, и родители должны быть очень терпеливыми. Не должно быть ни одного не отвеченного вопроса. Но и умению задавать правильные вопросы нужно научить. Принцип нашей семьи: не мучай себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучай, если можешь, но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все".

Одиннадцатилетний Тимур учится в 9-ом классе, он поступил в гимназию в 5 лет и сразу во второй класс. "Программа первого класса казалась очень простой, а тогда теряется интерес и вкус к процессу". Затем он "перешагнул" из 5-ого в 7-ой и из 7-ого в 9-ый класс. "Это было его решение, что тоже очень важно. Каждый выбор, который делает ребенок, становится новым шагом на его пути к самодисциплине". При этом Василий и Светлана понимают, что для принятия каких-то решений нужен опыт, которым дети еще не обладает, и тогда нужно "заставить" их что-то сделать. "Ребенок зачастую руководствуется эмоциями: сегодня интересно, завтра надоело. В моменты "надоело" родителям нужно проявить настойчивость. На наш взгляд, действовать по чужим инструкциям — это работа, а разрабатывать такие инструкции — самореализация". К примеру, распорядок дня у Тимура очень плотный: подъем в 5:30, от 4 до 6 часов в день тренировки (он успешно занимается плаванием), от 4 до 5 часов на учебу, остальное время отдых. Один летний месяц — отдых в спортивном лагере, остальные два — подготовка к "перепрыгу". Ольга посещает детский садик, кружки, по вечерам всей семьей они играют, рисуют или читают.

Цель воспитания они видят в том, чтобы по максимуму раскрыть потенциал, заложенный в человеке природой. "Мы хотим, чтобы наши дети были счастливы. А счастливым быть человек может только, если он самореализовался. Наша задача помочь найти свою "изюминку в жизни". К процессу воспитания семья подходит гибко, практикуя различные методики и обращаясь к нестандартным педагогам. "В пятом классе мы познакомились с Людмилой Степановной Шабашовой, неординарным преподавателем-математиком, который настолько увлечен своим предметом, что может захватить своих учеников и повести за собой".

Быть белорусом: "Не вижу, причин, которые могли бы меня заставить воспитывать ребенка на другом языке"

Быть японцем и разговаривать на японском — норма, быть белорусом и не говорить на белорусском языке, к сожалению, тоже становится правдой жизни. Но не для Павла Довнара и его дочери Евы (1,2 месяца). "Для меня это естественно. Если я живу в Беларуси, я разговариваю на белорусском языке, и не вижу, причин, которые могли бы меня заставить воспитывать ребенка на другом языке". К примеру, слово "тата" она понимает, а "папа" — нет. Дома Павел с супругой знакомят Еву с окружающими ее предметами или явлениями на белорусском языке, однако ребенок слышит и русскую речь, так как жена Павла разговаривает, в основном, на русском языке. Это немаловажно, ведь воспитание в ситуации двуязычия благотворно сказывается на развитии мозговой деятельности, делая ум более гибким. "Знание языков — это показатель образованности человека. Если он выбирает для себя простой путь, жить ради того, чтобы поесть, поспать, заработать, то хватит и одного. При желании же в чем-то разобраться, нужно знать больше языков и в первую знать свой родной язык, место, где ты родился". На своем примере Павел рассказал о том, что в детском саду и школе он разговаривал на белорусском, и это лишь выгодно выделяло его среди сверстников.

В дальнейшем родители планируют, что Ева будет изучать и другие языки. "Через язык ты познаешь культуру народа. Не зная белорусского языка, невозможно понять людей, которые здесь живут, их национальные особенности. Когда изучаешь язык, ты познаешь душу народа. Недаром же во многих языках есть устойчивые словосочетания, которые нельзя дословно перевести. Чем больше языков человек знает, тем глубже он способен осмыслить картину мира, понять больше менталитетов и людей. И если в будущем Ева решит, что хочет жить или учиться в другой стране, ей придется изучить язык этой страны".

Свобода действий: "У нас есть однозначные запреты — это то, что опасно для жизни ребенка и жизни окружающих"

"Можно не запрещать рисовать на полу, а просто подложить лист бумаги и сказать, что с пола рисунок сотрется, а на листке красота сохранится". Воспитывая двух очаровательных девочек Анастасию (7 лет) и Ксению (4 года), Анжела и Василий Санюкевич пришли к тому, что детям в жизни нужно давать больше свободы и меньше ограничивать. "У нас есть однозначные запреты — это то, что опасно для жизни ребенка и жизни окружающих. А остальное, в большинстве своем, можно объяснить, а не запрещать. Если ребенок кидается в кого-то песком, его, конечно, нужно отдернуть, но разъяснить, почему так делать нельзя. Ребенок — это чистый лист, который еще не знает, что правильно, а что нет". Имея опыт воспитания первой дочери, семья пришла к тому, что "нельзя" может быть и чуть больше, потому что границы позволяют малышу чувствовать себя спокойнее и увереннее. "Если раньше я разъясняла абсолютно все, то сейчас порой жду, чтобы они сами спросили "почему?" Мне показался наглядным один эксперимент: детей вместе с родителями привели в незнакомую комнату. Некоторым детям взрослые все подробно разъяснили — где, что стоит; вторые — лишь ответили на возникшие у детей вопросы, а третьи — занялись своими делами. В итоге дети третьей пары лучше всего ориентировались на месте".

В семье установлены определенные правила поведения, которые обсуждаются вместе с детьми. "К примеру, девочкам разрешено есть соленые сухарики только тогда, когда приходят друзья или пить газировку только по праздникам. В другие дни они и не требуют". Правила распространяются и на маму, если, например, она хочет выпустить пар, то говорит об этом, и дети "ретируются" в свою комнату тихонько играть.

Свое отношение семья выработала и к учебным нагрузкам: "Настю мы в 1,5 года отдали в школу развития, в 4 — на художественную гимнастику. А потом поняли, что все хорошо вовремя, и не стоит "торопиться", если что-то не понятно в два года, в четыре, с учетом накопленного опыта, ложиться лучше. Поэтому с Ксюшей в плане образования мы гораздо лояльнее: пока только бассейн. При этом существенной разницы в развитии мы не увидели".

Фото взяты из личных архивов
Фото билингвизма www.pinterest.com


Автор: Александра Корытова

Комментарии

Популярные события

Выходные в городе

ЖурналWhere Minsk

Рекомендации Where Minsk

Новости

Популярные|Последние
 
 
18 ноября в ТРЦ Galleria Minsk запланированы сразу два открытия
 
 
Samsung Electronics и Mastercard запускают в Беларуси Samsung Pay
 
 
Седьмой фестиваль velcom Smartfilm назовет лучших авторов мобильного кино со всего мира
 
 
18 ноября отметят Всемирный день ребенка
 
 
18 ноября в Минске пройдет кулинарный мастер-класс на английском языке

© 2012-2015, LLC Travel-Press
База данных сайта и всех его поддоменов является интеллектуальной собственностью LLC Travel-Press и охраняется законом.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.