Сеть городских журналов Where Magazines:
в 70 городах мира c 1936 года

Город

Изнанка профессии: балерина, или работа с образами

 
 

Сколько весит балерина, чем хореографический колледж схож с армией, о чувстве превосходства и почему балерины посуду не моют — о своей профессии where Minsk рассказала Наталья Цыбульская, артистка балета Национального академического большого театра оперы и балета Республики Беларусь.

— Расскажи про свою работу.

— Сейчас я работаю в Большом театре оперы и балета. В 10 утра у нас начинается урок: подготовка к репетициям, разогрев, упражнения на станке, прыжки. Потом репетиции. Каждое занятие длится где-то 45 минут, затем небольшой перерыв, и так до двух часов дня. А вечером — либо спектакль, либо снова репетиции. Это нормированный график, но есть еще и ненормированный. Допустим, если ты что-то отдельно репетируешь, у тебя может быть еще и дневная репетиция, и тогда ты вообще весь день проводишь в театре. В Большом опера и балет чередуются, но во многих оперных постановках балет также занят. В театре две труппы, так что когда одна работает, вторая отдыхает. Официальный выходной — понедельник. Так что выходные в привычном понимании людей для нас — это разве что Новый год и 8 марта (смеется).

Раньше я работала в Музыкальном театре, но здесь, конечно, и занятость больше, и репертуар просто огромный. Например, зимой я танцевала в "Дон Кихоте" — спектакль шел впервые за полгода! Разумеется, "Лебединое озеро" или "Щелкунчик" идут чаще, но репертуар театра такой обширный, что за полгода все балеты пройти не успевают. К тому же, есть и много новых постановок. Я работаю здесь первый сезон, но уже успела поучаствовать в двух премьерах — в национальном историческом балете "Витовт" и в балете "Семь красавиц".

— Как ты готовишься к роли?

— Для подготовки к "Лебединому озеру" мы наблюдали за лебедями: какие позы они принимают, как двигают крыльями, шеей. Мы стараемся все это показать в танце. Но каждый готовится по-своему — здесь уже зависит, насколько серьезно сам человек относится к своей работе. Можно стараться что-то искать даже для самой маленькой роли, не говоря уже о ведущих партиях. Хореограф все подробно рассказывает на репетиции: где должны быть голова, руки, куда смотреть, — это все оттачивается, но сам образ идет изнутри. В Музыкальном театре мы участвовали не только в балетах, но и в опереттах, и в детских мюзиклах, а иногда можно было сыграть совершенно невероятные образы, например, белого Чебурашку.

— Насколько влияет костюм на твое перевоплощение?

— Скорее, влияет не столько костюм, сколько общее состояние, музыка, постановка, а костюм лишь дополняет образ, который ты передаешь зрителю со сцены. Перевоплощение начинаешь чувствовать уже на репетиции: например, в спектакле "Семь красавиц" мы исполняем танец павлинов, и когда выходишь на сцену, чувствуешь себя птицей!

— Чтобы чувствовать себя птицей, нужно быть в отличной форме. Как балерины поддерживают свой вес?

— Никто тебе конкретно не скажет — это ешь, это не ешь. Ты сам должен поддерживать себя в форме, подбирать себе диету. Еще в колледже тебе говорят: делай, что хочешь, но к экзамену ты должна похудеть и весить не больше 50 кг. В Театре оперы и балета тебя взвешивают каждые 3 месяца. Но специально для тебя никто ничего делать не будет. Я с детства пересидела на множестве жестких диет, а сейчас понимаю, что нужно просто сбалансировано питаться, чтобы вес уходил медленно — тогда он не будет возвращаться. Если кушать пять раз в день небольшими порциями — с горсть в руке, можно приучить свой организм затрачивать больше энергии на переработку еды, чем калорий в этой самой еде.

— Раньше ты работала в Музыкальном театре…

— Туда я всегда шла не как на работу, а как на встречу с друзьями и знала, что каждый день принесет что-то интересное и веселое. Это была моя первая работа после хореографического колледжа. На своих первых гастролях с театром мы поехали в Витебск: танцевали "Юнону и Авось" в амфитеатре. Я никогда не забуду эти ощущения — прекрасная музыка, потрясающая акустика, огромное количество зрителей — я готова была разрыдаться.

В БГАМТ (Белорусский государственный академический музыкальный театр) я получила бесценный опыт, и не только танцевальный, но и просто выхода на сцену. Ты можешь часами отрабатывать движения в зале, но когда выходишь на сцену — это совсем другое, и к этому тоже нужно привыкать. Даже сегодня, когда я танцую не первый год, и уже сменила театр, у меня все равно присутствует мандраж перед выходом на сцену, даже если это не главная роль, а кордебалет. Все равно это ответственность.

— Ты сама решила поступать в хореографический колледж, или настоял кто-то из родителей? Говорят, там царят суровые нравы.

— В колледж меня отдала мама, хотя вообще моя семья с театром никак не связана. Мама — медик, папа — военный. Поступление проходит в три тура. Сначала смотрят на растяжку, гибкость, фактуру. Потом проходишь медкомиссию. В третьем туре оценивают твою музыкальность и танец. Поступают дети обычно после четвертого класса.

Сейчас уже не такой большой поток желающих учиться в колледже, но в мое время был очень большой конкурс. Мальчикам проще поступить, чем девочкам, их всегда меньше.
По колледжу ходишь, как в армии, боишься лишний шаг сделать. За любую провинность с тобой строго разговаривают, и пока ты еще ребенок, ты по-другому это воспринимаешь. Когда встречаешь педагогов или постороннего человека, кто просто зашел, нужно сделать книксон и обязательно сказать "Здравствуйте!".

— Никогда не возникало желания бросить колледж, тем более, с такой дисциплиной?

— Нет, но когда тебе лет 15, ты заканчиваешь 9-й класс и переходишь на старшие курсы, тебе, конечно, хочется погулять. А времени на это нет, потому что ты в колледже с 8 утра до 18:00-22:00 вечера, каждый день, кроме воскресенья. Как правило, на четвертом курсе начинается стажировка, и тогда у тебя даже в воскресенье нет выходного, потому его ты проводишь в театре.

Я помню, как я приходила уставшая домой: все прогулки и встречи переносишь на воскресенье, а в воскресенье просыпаешься и понимаешь, что просто хочется полежать дома и вообще нет сил куда-то идти, потому что уже завтра снова учеба с 8:00 до 18:00, а если репетиции — и того дольше. Зимой вообще ужасно — ночью уходишь, ночью приходишь, и пятый класс в этом случае не отличается от выпускных курсов — нагрузки меньше в зависимости от возраста не становится.

— Но, наверное, есть и некое чувство превосходства над остальными?

— Да, в детстве было. Во-первых, ты много ездишь по гастролям, участвуешь в спектаклях, концертах. Было ощущение, что я занимаюсь чем-то особенным, я не просто хожу в школу. Я другая. Помню фразу, которую я бросила в шутку, но которую мои родственники мне до сих пор вспоминают. На зимних каникулах мы были в гостях у моей тети, там было много детей, и вот заходит мама и говорит: "Дети! Идите мыть посуду! Наташа, ты еще ни разу не мыла! ". А я, лежа на узкой спинке дивана, отвечаю: "Балерины посуду не моют!"

— Твоя работа накладывает отпечаток и на круг знакомых, да?

— Какие-то знакомые не из театра есть, но общаешься в основном с теми, кто работает в театре, потому что с остальными редко получается встретиться. Сегодня у меня среди друзей еще много и тех, кто работает далеко за пределами Минска — в Москве, Кракове, Дубае.

— С такой работой ты много путешествуешь?

— Одно время я работала в Москве. Это было нелегко, во многом из-за больших расстояний: каждый день я вставала в 5:45, чтобы к 10:00 приехать на репетиции. Домой возвращаешься около восьми, остается время покушать, сходить в душ и лечь спать. Если ехать в гости — только с ночевкой. На то, чтобы куда-то пойти, времени нет.

В Москве мы готовились к гастролям. Самые первые — в Испанию, куда мы приехали в конце октября. Мы возили один спектакль, так что это было нетяжело. Затем был еще один выезд — за полтора месяца мы объездили Швейцарию, Испанию и Португалию. Там у меня уже было меньше времени, потому что я участвовала во многих спектаклях, и танцевала сольные партии.

— Но хоть что-то ты на гастролях успеваешь посмотреть?

— Если выходной выпадает не на переезд, а на день, когда ты в городе, то есть время погулять. Или, бывает, есть несколько часов до спектакля, тогда и успеваешь что-то посмотреть. Например, две недели мы были в Барселоне, и пять дней у нас были только репетиции, по вечерам мы были свободны и могли гулять в свое удовольствие. Свой день рождения, 4 января, я отмечала в Лиссабоне на пляже — это было незабываемо!

— Тогда на гастролях ты танцевала па-де-труа в "Лебедином озере", а что тебе самой хотелось бы станцевать?


— Я больше люблю характерные роли — цыганка, Мерседес, Кармен… Хотелось бы станцевать уличную танцовщицу в Дон Кихоте. Думаю, в будущем все получится. Я не останавливаюсь на достигнутом и люблю сложности.

Автор: Ольга Цветкова

Комментарии

Популярные события

Выходные в городе

ЖурналWhere Minsk

Новости

Популярные|Последние
 
 
16 декабря "Умный Минск" запускает масштабный новогодний проект
 
 
19 декабря во Дворце профсоюзов пройдет большой новогодний концерт
 
 
В ночь с 8 на 9 декабря киноманы и эксперты вместе смотрели фильмы-победители международных фестивалей
 
 
К 27-летию семейного предприятия "Явид" в Минске открылся второй салон мебели Yavid
 
 
Huawei объявил предзаказ на флагманский смартфон Huawei Mate 10 Pro

© 2012-2015, LLC Travel-Press
База данных сайта и всех его поддоменов является интеллектуальной собственностью LLC Travel-Press и охраняется законом.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.