Сеть городских журналов Where Magazines:
в 70 городах мира c 1936 года

Город

Копродукция, или как белорусскому фильму увидеть западные кинотеатры

 
 

О первом белорусском фильме в шорт-листе "Оскара", что такое "Партизанфильм", как слоны гуляли по М1 и где в Минске сохранились виды старой Москвы, рассказывает where Minsk.

В современном глобальном мире копродукция — совместное производство фильмов сразу несколькими странами — дело привычное и необходимое. Сегодня даже такие представители европейского кинематографа, как Германия и Франция, активно ищут партнеров за рубежом. "Беларусьфильм" в этом плане не исключение и сотрудничает не только с Россией. Вот самые яркие совместные картины прошлых лет.

Шорт-лист "Оскара"

Одним из первых совместных международных кинопроектов независимой Беларуси стал белорусско-французский фильм режиссера Иоланды Зоберман "Я — Иван, ты — Абрам" (1993 год). Надо отметить, что мало картин того периода запомнилось зрителям.

Кадр из фильма "Я — Иван, ты — Абрам"

В начале 1990-ых было множество других проблем, кроме кино, поэтому ни звездный состав (Александр Калягин, Ролан Быков, Зиновий Гердт, Армен Джигарханян), ни одно из первых появлений в кадре Владимира Машкова, ни даже статус победителя Московского международного кинофестиваля и обладателя Каннского приза за молодое кино не принесли ленте зрительского признания. Зато именно этот фильм стал первым в истории новой Беларуси, попавшим в шорт-лист "Оскара" в номинации "лучший фильм на иностранном языке" вместе с картинами таких мэтров, как Энг Ли, Милчо Манчевски, Кшиштоф Кислевски и Никита Михалков, который, кстати, и получил в тот год золотую статуэтку за своих "Утомленных солнцем".

Фильм режиссера Дмитрия Астрахана "Из ада в ад" основан на реальных событиях, а одним из его сценаристов стал Артур Браунер — немецкий продюсер, который в 1990-ые активно снимал свое кино на "Беларусьфильме".

Кадр из фильма "Из ада в ад"

И если о качестве тех лент можно долго дискутировать, то сам факт немецко-белорусского сотрудничества остается бесспорным. Благодаря подобным совместным проектам, белорусская киностудия осталась на плаву и не только выжила в те времена, в отличие от многих союзных киностудий, но и закрепила за собой звание качественной производственной базы, пусть и для иностранных картин. К слову, даже среди сугубо коммерческих иностранных проектов встречались более чем достойные: так, фильм "Из ада в ад" в 1997 году тоже был выдвинут на премию "Оскар".

Из недавнего

Фильм "Одинокий остров" (Беларусь—Эстония—Латвия, 2012) — один из самых успешных совместных проектов с бюджетом в 1,2 миллиона евро. Успешный, потому что сегодня копродукция — зачастую единственный шанс, чтобы лента вообще увидела свет. Особенно для кинематографов малых стран.

Кадр из фильма "Одинокий остров"

Во время съемок эстонский режиссер Пеэтер Симм отметил высокий уровень подготовки персонала "Беларусьфильма". Его сотрудники, например, смогли найти замену специальному оборудованию за несколько сот километров от Минска.

Когда Сергея Лозницу спросили, чей он режиссер: белорус — по месту рождения, россиянин — по национальности или немец — по месту проживания, тот ответил: "Я — гражданин мира". Ведь в нынешние времена трудно сохранять национальную аутентичность и одновременно претендовать на рассмотрение глобальных проблем. А фильм "В тумане" (Германия—Россия—Нидерланды—Беларусь—Латвия, 2012) именно этим и занимается. Картина завоевала множество наград, самой престижной из которых можно считать Приз Фипресси на 65-м Каннском кинофестивале.

Кадр из фильма "В тумане"

Кроме непосредственно сюжета, основанного на одноименной повести Василя Быкова, и средств "Беларусьфильма", понятие made in Belarus распространяется и на создателей фильма. Владимир Свирский, для которого роль главного героя Сущени стала первой в большом кино, родом из Борисова; над звуковым решением трудился Владимир Головницкий — белорусский звукорежиссер с мировым именем, работавший над такими картинами, как "Евразиец", "Жить", "Как я провел этим летом" и "Орда".

Фильм "Роль" российского режиссера Константина Лопушанского (Беларусь—Россия—Финляндия—Германия, 2013) про актера Серебряного века, решающего примерить на себя жизнь красного командира времен революции, прекрасно вписался в европейское артхаусное кино.

Кадр из фильма "Роль"

И хотя картина не принесла желанных статуэток ведущих европейских кинофестивалей, она все же собрала неплохой урожай призов российских фестивалей. Но все же главная заслуга этого фильма — подтверждение того, что Беларусь успешно вливается в мир кинематографической копродукции.

"Партизанфильм"

Именно так негласно называют киностудию "Беларусьфильм". Тема военного кино всегда была актуальна в российско-белорусском сотрудничестве.

Кадр из фильма "В августе 44-го"

Так, картина "В августе 44-го" до сих пор считается лучшей в истории независимой Беларуси. ФСБ назвала эту ленту "самой достоверной экранизацией жизни и деятельности советского контрразведчика" — неудивительно, учитывая, что в главных ролях снялись Евгений Миронов и Владислав Галкин, а съемки доверили одному из лучших белорусских режиссеров Михаилу Пташуку.

Съемки известного совместного проекта "Брестская крепость" проходили на месте реальных событий.

Кадр из фильма "Брестская крепость"

Некоторые участки недалеко от крепости были разминированы специально для фильма Александра Котта, а найденные в процессе работы артефакты, среди которых немецкая резиновая лодка, теперь составляют отдельную экспозицию в музее при Брестской крепости. Фильм получил настоящую международную известность, пусть отчасти благодаря пиратам — за полгода нелегального "проката" его англоязычной версии на Youtube фильм посмотрели более 600 тысяч человек.

Не только о войне

Не стоит, однако, ассоциировать Беларусь исключительно с кино о войне и партизанах. Есть еще драма "Сын за отца" (дебют Николая Еременко-младшего в качестве режиссера); костюмный сериал "Братья Карамазовы", снятый в Белорусском музее народного быта и архитектуры; комедия "Игра воображения" Пташука с замечательными российскими артистами (Игорь Костолевский, Александр Филиппенко, Любовь Полищук).

Интересна лирическая мелодрама "Слон" Владимира Карабанова, где Сергей Шнур не поет, а играет — дальнобойщика, перевозящего слона, от которого отказались циркачи.

Кадр из фильма "Слон"

Сами слоны прибыли из Польши, но по чудесному стечению обстоятельств гастролировали в Минске, благодаря чему попали на съемочную площадку. Так что состав картины можно считать международным. В Беларуси слоны не только разгуливали по трассе М1, но и забредали в деревни. Есть в фильме эпизод, когда слон сбежал от Шнура. Все его дальнейшие приключения "на воле" — будь то поедание капусты или проход среди деревянных домишек — на самом деле документальные съемки с самой неподдельной реакцией местных жителей и маршрутом, который ушастый великан выбирал самостоятельно. Есть еще один секрет: слонов, пусть и не всех, во время съемок подпаивают для сговорчивости.

Обо всем остальном

Эпические военные драмы и лирические комедии далеко не единственное, что снимается в Беларуси. Большинство фильмов — не что иное, как российские сериалы. Сегодня половина населения белорусской столицы сознательно и не очень участвует в массовых съемках российских сериалов: минские улицы играют роль производственной базы для таких многочасовых эпопей, как "Каменская", "Журов", "Апостол" или "Курсанты".

Кадр из фильма "Охота на пиранью"

Кстати, если удариться в воспоминания, то в лесах под Минском снимали и сибирскую тайгу для фильма "Охота на пиранью" Андрея Кавуна с участием Владимира Машкова и Евгения Миронова. В остальном в фильме все "натурально": практически все трюки актеры выполняют сами, приемам выживания в лесу и изготовлению "самопального" оружия героев учил отставного спецназовец. Зимовку в тайге снимали в 50 километрах от столицы, что в целом не очень оригинально, если учесть, что там же снимали казахские степи, озеро Байкал и крайний Север, для чего отстроили юрту и привезли двух северных оленей. И все это было в разгар лета.

Виды "старой Москвы"

К слову, режиссер Валерий Тодоровский любит Минск: здесь он снял "Любовника" и "Мой сводный брат Франкенштейн". Но именно в "Стилягах" Минск появился во всей красе. Московский "Бродвей", столь похожий на улицу Горького, был снят на проспекте Независимости, который пришлось не раз перекрывать.

Кадр из фильма "Стиляги"

Засветились в картине Национальный банк, ГУМ (задекорированный под "Коктейль-холл"), Художественный музей и любимая точка минских любителей старины — улица Октябрьская, где красные кирпичные стены винно-водочного завода "Кристалл" и тупиковая ветка трамвая до сих пор создают антураж города начала прошлого столетия.

Автор: Ольга Цветкова

Комментарии

Популярные события

Выходные в городе

ЖурналWhere Minsk

Новости

Популярные|Последние
 
 
26 сентября в Минске пройдет первый медицинский воркшоп
 
 
19 октября пройдет семинар "Низкий сезон в туризме: как работать и зарабатывать"
 
 
Uber: как стать отличником
 
 
В Минске высадился "Городской десант"
 
 
Модный бизнес: BelTexIndustry 2017

© 2012-2015, LLC Travel-Press
База данных сайта и всех его поддоменов является интеллектуальной собственностью LLC Travel-Press и охраняется законом.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.