Сеть городских журналов Where Magazines:
в 70 городах мира c 1936 года

Архив

Фотоархив: как за последние сто лет изменилась мода на прически

 
 

О стандарте "приличного человека", кто первым открыл уши общественности, кому подражали минские модницы, какой помадой красили усы, зачем появились салоны красоты и что сбросили женщины на пути к своей свободе, рассказывает where Minsk.

Во второй половине XIX века парикмахерское искусство развивалось быстрыми темпами, однако именно тогда мужская мода стала весьма консервативной. В общественном сознании окончательно утвердился стандарт "приличного человека" — обязательная короткая стрижка. Еще в 1850-ые годы волосы, как правило, закрывали уши. Открывать уши одним из первых в Российской империи стал император Александр II, который считался красавцем. К концу века все, кроме пожилых людей, стриглись очень коротко. Длинные же волосы носили люди из низших слоев общества, а также представители богемы: музыканты, поэты, художники.

На фото: Эмерик Гуттен-Чапский, государственный деятель, коллекционер. Уроженец имения Станьково Столбцовского уезда. Портрет 1876 года.

Скромные прически мужчин отчасти компенсировались растительностью на лице. В конце 1850-х годов даже в высшем обществе Европы борода стала привычной, хотя внедрение такой моды шло непросто. Многие мужчины предпочитали бороде бакенбарды или усы. Бакенбард существовало множество видов: "бараньи котлетки", "плакальщики", "сапог", "а-ля Франц Иосиф" и другие. Нередко, как у Александра II, бакенбарды соединялись с усами. Подражая этому государю, многие мужчины на территории Российской империи носили на лице такие же украшения. К примеру, один из самых известных аристократов Минской губернии Эмерик Гуттен-Чапский.

На исходе XIX века бороды оставались только у пожилых людей; молодежь решительно от них отказалась. Регулярное бритье стало насущной необходимостью. Причесывание на людях, столь популярное в прошлые века, теперь было несовместимо с представлением о хороших манерах.

На фото: Кароль фон Гуттен-Чапский, городской голова Минска в 1890—1901 годах, сын Эмерика Гуттен-Чапского. Начало ХХ века.

Стремясь сохранить идеальную прическу, мужчины помадили и бриолинили волосы так старательно, что салфеточки, пришпиленные по моде того времени булавками к спинкам диванов и кресел, стали абсолютной необходимостью. Специальные помады, обладавшие к тому же подкрашивающим эффектом, например фабру, применяли также для усов, бакенбард и бород.

На рубеже XIX—XX веков поход всей семьей в ателье фотографа планировался по особо торжественным поводам. Накануне такого мероприятия делались "парадные" прически. В Европе до начала ХХ века считалось, что в повседневной жизни уложить волосы может только хорошо обученная горничная. Изменила ситуацию эмансипация. В 1870-ые годы во Франции и США в больших универсальных магазинах появились парикмахерские. Женщины стали не только вызывать парикмахера на дом, но и посещать салоны.

В 1890-е годы подобные дамские парикмахерские появились и в Минске. Обслуживание в них стоило в 2—3 раза дешевле, чем на дому. Вскоре с целью привлечения клиентов некоторые парикмахерские стали называться салонами или кабинетами красоты. Их владельцы выписывали популярный журнал "Искусство причесываться". Листая иллюстрированные страницы, клиент мог выбрать себе стрижку по последней европейской моде. Развитию парикмахерского искусства на рубеже веков способствовали технические достижения. В 1880-е годы во Франции был изобретен способ "волнистой" укладки волос. Она производилась на сухие волосы с помощью щипцов и расчески. Щипцы нагревали на плите. Пока одни щипцы грелись, другими работали. Процесс был долгим и сложным, поначалу укладка стоила очень дорого. В 1908 году в Лондоне немецкий парикмахер Карл Несслер впервые продемонстрировал химическую завивку. Теперь кудри на голове модницы могли держаться несколько месяцев.

В 1890-е годы вместе с закрытыми, "глухими" платьями пришла мода на волосы, собранные на макушке или на затылке в петлю, "пирожок", "гнездышко". Украшали такую прическу темными лентами или бантами. Большое внимание уделялось и аксессуарам для волос.

Еще до того как кинематограф стал массовым искусством, модницы подражали прическам знаменитостей. Иконой стиля в 1890-ые—1900-ые годы была французская танцовщица Клео де Мерод. Открытки с ее изображением печатались огромными тиражами.

В начале ХХ века большой популярностью у дам пользовались наборы из шпилек и гребней. В моде были настоящие черепаховые гребни, украшенные орнаментом или изображениями цветов. Стоили такие аксессуары весьма недешево.

О детских прическах столетней давности можно судить по этому снимку. Подросток, стоящий за скамьей, — Кароль Радзивилл, представитель легендарного рода белорусских магнатов.

Во время Первой мировой войны, когда многие женщины вынуждены были осваивать типично мужские профессии, в моду вошли стрижки "под мальчика".

Феминистки 1910-ых годов призывали не печалиться об утрате локонов. Популярным стало выражение: "Длинные волосы — это еще одни оковы, которые сбросили женщины на пути к свободе". В 1920-ые годы модные тенденции военной эпохи частично сохранились. В СССР, где полное равноправие мужчин и женщин было провозглашено официально, короткая стрижка свидетельствовала о прогрессивности девушки, ее стремлении порвать с пережитками прошлого.

После окончания Второй мировой войны (которая вновь навязала советским гражданам "спартанский стиль") образ идеальной женщины претерпел существенные изменения.

В трудное послевоенное время многие женщины СССР не имели возможности приобрести модную одежду. Прическам тогда уделялось особое внимание. Даже в рабочем костюме дама стремилась выглядеть чувственно и привлекательно. Пожалуй, парикмахерская мода 1950-ых годов — самая женственная и изящная за все ХХ столетие.

Большое влияние на моду в ХХ веке оказал кинематограф. Уже в 1910-ые годы прически актрис немого кино копировались поклонницами. Прически стали персонифицированными, теперь говорили: "причесана в стиле…". 1930-ые годы известны триумфом стиля от Марлен Дитрих и Греты Гарбо.
В СССР в моду вошел стиль от Любови Орловой: аккуратно уложенные локоны длиной до плеч в форме волны.

В Белорусской ССР были свои иконы стиля — актрисы, которым подражали, которые пользовались всенародной любовью.

На фото: народная артистка СССР, актриса театра имени Горького Александра Климова. 1959 год.

Конкуренция между мастерами парикмахерского искусства — одно из немаловажных условий развития их мастерства. В 1947 году в Париже состоялся первый мировой чемпионат по парикмахерскому искусству.

На фото: участники конкурса парикмахерских за работой в клубе имени Дзержинского. 1964 год.

Долгое время официальные соревнования между советскими парикмахерами не проводились. В начале 1960-ых годов повсеместно начали проводиться городские конкурсы на лучшего парикмахера и лучшую прическу. Первый конкурс состоялся в 1959 году. Начали формироваться республиканские команды для участия во всесоюзных и международных конкурсах. 11

На фото: Мастер минской парикмахерской №5 Ольга Сарсанова на конкурсе делает вечернюю женскую прическу. 1964 год.

Во время конкурса парикмахерских Минска на лучшего парикмахера мужской фасонной стрижки и женской прически. Клуб имени Дзержинского, 1964 год.

Автор: Александр Винкевич

Комментарии

Популярные события

Выходные в городе

ЖурналWhere Minsk

Рекомендации Where Minsk

Новости

Популярные|Последние
 
 
18 ноября в ТРЦ Galleria Minsk запланированы сразу два открытия
 
 
Samsung Electronics и Mastercard запускают в Беларуси Samsung Pay
 
 
Седьмой фестиваль velcom Smartfilm назовет лучших авторов мобильного кино со всего мира
 
 
18 ноября отметят Всемирный день ребенка
 
 
18 ноября в Минске пройдет кулинарный мастер-класс на английском языке

© 2012-2015, LLC Travel-Press
База данных сайта и всех его поддоменов является интеллектуальной собственностью LLC Travel-Press и охраняется законом.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.