Сеть городских журналов Where Magazines:
в 70 городах мира c 1936 года

Как у них?

Как у них: опыт градостроителей Барселоны, Амстердама, Стокгольма и Сингапура

 
 

Лучший в мире пример городской реконструкции, как построить город на воде, для чего изучать фэн-шуй, а также могут ли социалистические эксперименты оказаться удачными — обо всем этом и не только в обзоре where Minsk.

Барселона — город со скошенными углами

Город-порт на Средиземном море, столица Каталонии — автономной области Испании.

В Барселоне все для людей: расположение улиц, веток метро, магазинов, кафе и ресторанов, разнообразие исторических мест, прекрасный городской пляж с беговыми дорожками, условия для лиц с ограниченными возможностями. Однако все это удобство стало возможным относительно недавно — благодаря реконструкции города, которая за последние 30 лет считается лучшим примером среди крупных городов.

Масштабные преобразования в городе начались в середине 1980-ых, когда Барселона получила право принимать Олимпиаду 1992 года. За эти годы Барселона превратилась из пришедшего в упадок индустриального города в центр туризма и креативной индустрии с высоким уровнем жизни. В рамках реконструкции были обновлены 45 городских площадей, открыты десятки новых галерей и музеев, созданы около 40 публичных пространств и несколько новых центральных зон, успешно снизивших давление туристов на исторический центр.

Многие столетия Барселона жила, повернувшись спиной к морю: обеспеченные горожане предпочитали строиться на возвышенностях, а прибрежная часть города считалась районом для бедных и была занята рыбацкими деревушками, причалом и складами. Перед Олимпиадой пляжи расчистили, идущую вдоль берега дорогу спрятали под навес, где появилось приятное место для городского променада. Также в рамках предолимпийской программы "Барселона, стань красивой" были отреставрированы фасады 3700 исторических зданий. Их владельцы получили дешевые кредиты или вовсе освободились от налога на недвижимость под обязательство самостоятельно восстановить внешний облик фасада.

Несколько фанатичный, но очень талантливый каталонский архитектор Ильдефонс Серда еще в XIX веке грамотно спроектировал центральную часть Барселоны: кварталы здесь построены со срезанными углами, что придало им изящную восьмиугольную форму. Сегодня на перекрестках свободно размещаются и парковка, и спуски в метро, и даже мусорные баки есть где поставить.

Интересно, что практически каждая улица имеет одностороннее движение — никаких тебе левых поворотов и, соответственно, никаких пробок. Отличные развязки, разметка и движение организованы с минимальными вложениями, но так, что все работает как часы.

Ильдефонс Серда (1815-1876), выдающийся градостроитель, спроектировал улицы Барселоны не менее 20 метров в ширину, обеспечив тем самым хорошую освещенность, доступ воздуха и хорошие условия для транспорта. Как оказалось, Серда предвидел появление автомобиля на улицах задолго до его изобретения. Однако такие невероятные масштабы тогда посчитали бесцельной тратой городского пространства. В попытке дискредитации Серда архитектор-модернист Думенек-и-Мунтанер не постеснялся распустить слух о том, что на таких широких улицах якобы из-за постоянных сквозняков будет невозможно жить.

Амстердам — город на воде

Амстердам — столица Нидерландов, расположен в провинции Северная Голландия.

Знаменитые каналы Амстердама, ныне причисленные к памятникам Всемирного наследия ЮНЕСКО, являются результатом удачного городского планирования, которое очень вовремя помогло голландцам не погрузиться с головой под воду. Каналы здесь строят для передвижения, орошения и отведения воды от жилых районов. Амстердам ведь стоит на болотах, поэтому каждый его дом находится на вбитых в грунт 12-20-метровых сваях.

Например, Центральный вокзал в конце XIX века был построен на трех островах, а чтобы это тяжеленое здание не уплыло вдаль или вовсе не затонуло, в грунт на огромную глубину вбили чуть ли не 700 свай. Но и это отнюдь не рекорд: Королевский дворец стоит на почти что 14 000 сваях! В общем, в пословице "Бог создал небо и землю, а Голландию создали голландцы" определенно есть своя правда.

В XVI-XVII веках начался "золотой век" Амстердама — он стал крупнейшим портом мира, тогда же появилась характерная для него планировка с каналами.

Местные, бывает, поговаривают: "Если видите кривые дома, то вы пьяны, либо в Амстердаме". И хотя здесь эти два состояния себя взаимо не исключают, сам факт кривых, или танцующих, домов имеет место быть. Если присмотреться к таким домам, заметно, что стены их наклонены — это свидетельствует о мягких почвах под городом. Ведь сваи, на которых столетия назад строили дома, неизбежно гниют и дома дают просадку. Иногда углы наклона так велики, что становится как-то не по себе, но коренных жителей Амстердама это нисколько не пугает.

Еще одна интересная особенность этого города. Лестничные клетки, входные двери и коридоры в средние века голландцы строили такими узкими, что ширина проходов порой даже до метра не дотягивала. Кстати, тогда благосостояние горожанина легко можно было определить, лишь взглянув на ширину фасада его дома. Ведь за широкий фасад нужно было платить большой налог.

Сегодня в Нидерландах строят около двухсот плавучих домов в год. И, судя по всему, это серьезная альтернатива дальнейшему градостроительству Амстердама. К 2015 году власти планируют увеличить эту цифру в 100 раз — до 20 000 домов ежегодно. Такие постройки заменят тяжёлые дома на сваях и бетонных платформах, строительство которых требует больших финансовых затрат. Их, кстати, легко перемещать с помощью обычной лодки. Так, район Айбург состоит из трёх островов и более 18 000 сооружений. Но голландские архитекторы одним кварталом не ограничиваются и в ближайшие 50 лет намерены создать целый город на воде.

Стокгольм — город атмосферных районов и социалистических экспериментов

Столица и крупнейший город Швеции, расположен на восточном побережье озера Меларен.

Стокгольм построен на 14 небольших, абсолютно не связанных друг с другом островах. Самый старый, центральный район города расположен на маленьком острове и называется Гамластан. Здесь сохранились места, с которых когда-то начиналось строительство Стокгольма в средневековой Швеции. Активное его расширение началось ещё в XV веке: тогда он значительно вышел за границы старого города.

Деление на районы в Стокгольме очень четкое: они не то что бы разделены некими условными линиями, а вполне себе отчетливо разграничены самым природным образом, так как находятся на разных островах: исторический Гамластан, деловой Норрмальм, престижный Остермальм, хиповый Содермальм, любимый детьми и взрослыми Юргорден, эко-район у озера Хаммарби и другие не менее интересные районы Стокгольма.

Стокгольм является еще и родоначальником создания "городов-спутников". Веллингбю и Фарста — первые в мире представители данного явления в строительстве.

С архитектурной стороны этот город интересен социалистическими градостроительными экспериментами. Например, в 60-ые годы правительство Швеции решило за десятилетку построить миллион новых квартир, дабы обеспечить жильем быстро растущее население страны. Идея получила название "Программа Миллион". Квартир миллион построили, но качество пострадало от количества.

Еще одна градостроительная концепция, которую сами шведы считают неудачей — это новая застройка района Норрмальм — к северу от Гамластана. Раньше здесь был район Клара со старой застройкой, но в 50-60-ых годах его взяли и напрочь снесли, а на его месте построили деловой центр. Причем просто на сносе домов не остановились — выпрямили холмы, взорвали неровности, тем самым раз и навсегда загубив оригинальный ландшафт.

В Стокгольме нет промышленных предприятий. Это, пожалуй, один из наиболее экологичных городов Европы.


Сингапур — город по фэн-шую

Город-государство, расположенный на островах в Юго-Восточной Азии.

Площадь Сингапура составляет всего 715,8 км², но площадь его постепенно увеличивается благодаря программе намыва территории, действующей с 1960-ых годов. Прекрасная система общественного транспорта, огромное количество магазинов от мелких рынков до топовых бутиков, аэропорт Чанги, много лет подряд занимающий звание лучшего аэропорта в мире, стерильная чистота на улицах, мультикультурная среда, хорошие дороги, много зелени, жители, говорящие по-английски — все это Сингапур.

Сингапур, кстати, занял первое место в так называемом списке Мерсера, где города оценивают по качеству инфраструктуры. Он был признан лучшим в мире по таким параметрам, как электрические сети, водоснабжение, телефонные и почтовые сервисы, общественный транспорт, борьба с пробками на дорогах и количество международных рейсов из местного аэропорта.
Примечательно, что жители города-государства уверены, что их родина процветает, а сами они успешны во всех своих делах, исключительно по причине того, что Сингапур построен по всем канонам китайского учения фэн-шуй.

Популярное в Азии явление — трущобы, Сингапуру неведомо. Относительная чистота и порядок не зависят от района. Что, впрочем, неудивительно: здесь мусорящих на улицах строго наказывают большими штрафами.

Улицы Сингапура практически повсеместно накрыты навесами с кондиционерами, которые в жару дают тень, а в дождь спасают от потоков воды.
В отличие от многих других городов, в Сингапуре очень сложно потеряться: городское пространство оснащено информационными стендами и единообразными зелеными указателями на английском и китайском языках.

А еще в стране действует закон, согласно которому необходимо компенсировать количество вырубленных для постройки собственного дома деревьев. Поэтому в городе повсюду деревья, кусты, цветы.

Собственный автомобиль — удовольствие не из дешевых: чтобы обзавестись личным транспортом, необходимо на специальном аукционе купить разрешение на право управления автомобилем на 10 лет за 60 000 сингапурских долларов.

Комментарии

Популярные события

Выходные в городе

ЖурналWhere Minsk

Новости

Популярные|Последние
 
 
26 сентября в Минске пройдет первый медицинский воркшоп
 
 
19 октября пройдет семинар "Низкий сезон в туризме: как работать и зарабатывать"
 
 
Uber: как стать отличником
 
 
В Минске высадился "Городской десант"
 
 
Модный бизнес: BelTexIndustry 2017

© 2012-2015, LLC Travel-Press
База данных сайта и всех его поддоменов является интеллектуальной собственностью LLC Travel-Press и охраняется законом.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.