Сеть городских журналов Where Magazines:
в 70 городах мира c 1936 года

Город

Изнанка профессии: работа гримера "Беларусьфильма"

 
 

Как сделать грим вождя народов, чем отличается киношный грим от театрального, бывает ли грим естественным, можно ли нарисовать худобу, как подобрать бороду апостолу, а также другие тонкости работы профессионального гримера where Minsk раскрывает в интервью с Георгием Храпуцким, самым именитым художником по гриму "Беларусьфильма".

— Что подтолкнуло вас к выбору профессии?

— Я с детства увлекался рисованием и до сих пор рисую в свое удовольствие, всегда что-то привожу из командировок — какие-то наброски, этюды. Из-за этого своего увлечения я даже школу бросил, перешел в вечернюю — все время в клубе самодеятельности проводил: учился писать плакаты, копии картин. Когда поступал в училище в Киеве, не хватило полбалла, и я поступил в Одесское театрально-художественное училище на художника по гриму. Но рисовать не бросил. Напротив, даже на базар ходил продавать кое-какие свои картины, чтобы купить пирожки. В прошлом году у меня прошла своя выставка — чаще всего я рисую пейзажи, натюрморты, иногда срисовываю картины известных художников, и тогда некоторые мои знакомые спрашивают: "Это ты нарисовал или это то, с чего ты срисовывал?".

Григорий Храпуцкий накладывает грим Юрию Стоянову

— Как вы работаете над образом актера?

— Нужно всегда отталкиваться от времени, в котором происходит действие картины. Если это образ исторической личности, как в фильме "Око за око", где сюжет разворачивается в 1918 году, смотрю, какие носили бороды и усы, чтобы в кадре все выглядело по-настоящему. Для ленты Виктора Турова "Шляхціч Завальня" пришлось еще глубже уйти в историю: польская шляхта в то время носила завитые усы. Очень интересный образ получился тогда у актера Владимира Гостюхина.

Конечно, идеально, если между исторической личностью и актером есть некое сходство. Когда актер приходит ко мне на примерку в первый раз, мы смотрим, какие усы, борода и парик ему подойдут. Когда мы находим какие-то общие черты между актером и его образом, делается уже чистовой вариант — в нужных оттенках и размерах.

Григорий Храпуцкий накладывает грим Дмитрию Певцову

Как-то я гримировал Дмитрия Певцова для фильма "Снайпер". Мы, наверное, штук 10 усов перебрали, пока что-то нашли. А приехал он весь такой заросший... Я вошел — и мне плохо стало: с чего начинать? Он же там офицера играет! Но Певцов оказался человеком очень спокойным и доверительным, проводил в кресле столько времени, сколько было нужно, как бы долго это ни было. Если актер приходит ко мне в плохом расположении духа, я стараюсь его развеять, чтобы на площадку он выходил уже в настроении и в образе. Как правило, актеры доверяют гримеру, сами могут даже в зеркало не смотреть.

— Из многочисленных образов, над которыми вы работали, какие вам запомнились больше всего?

— Если говорить о портретном гриме, то это — образ Сталина, который я делал для сериала "Государственная граница". Роль вождя народов играл Арчил Гомиашвили, совсем непохожий на Сталина. Больше всего времени у меня заняли усы и бакенбарды: нужно было протянуть каждый волос в отдельности и завязать, чтобы они держались. Актер очень удивился, увидев себя в гриме.

Потом много в нем фотографировался, разослал эти фото друзьям и знакомым и мне подарил — с памятной записью. Вообще, на такой грим много времени уходит. В прошлом году приезжал Алексей Пивоваров — делал передачу про ранние годы Сталина. У меня были некоторые заготовки для образа, но и актер был помоложе: над ним я работал около трех часов. Чтобы создать образ Ленина, ушло еще больше времени — там добавилась еще бородка и пластика

Пластикой называются накладные детали — нос или горбинка на нем, лысина.

Из женских образов хочется особенно выделить Руфину Нифонтову, знаменитую актрису своего времени. Очень мне дорога фотография, на которой ее рукой написано: "Славному Григорию Храпуцкому от красиво сделанной и причесанной". Это образ Руфины для картины "День, когда исполняется тридцать лет".

— Расскажите о каких-нибудь гримерских уловках.

— Сегодня для того, чтобы сделать шрамы, раны или ожоги, есть специальные материалы, но можно и собственными силами обойтись. Для этого отливается форма из гипса, а потом уже приклеивается на кожу. Это тоже непростая задача, так как нужно, чтобы все соответствовало цвету и фактуре кожи лица. Старый дедовский способ — сделать глубокий шрам из ваты и клея. Раньше была еще мятая бумага, с ее помощью тоже делали шрамы, сейчас такую почти не достать. Из синтепона можно сделать шикарный ожог или естественную ссадину. Правда, их хватает всего на пару раз, а для съемок фильма такого грима, причем одинакового, нужно много, ведь каждый раз он деформируется.

Сказочных персонажей часто заранее для себя прорисовываешь карандашом или акварелью, чтобы было от чего оттолкнуться и показать какие-то черты характера.
Если актер молодой и должен сыграть старика, можно, например, где-то брови подклеить, добавить седины на висках: тут лучше всего вклеивать седые волосы между натуральных — это смотрится естественно. Худобу и усталость тоже можно подрисовать.

— Есть разница между театральным гримом и гримом в кино?
— В театре проще. Актеры находятся далеко от зрителей, поэтому все детали сглаживаются, а грим специально усиливает и подчеркивает те или иные черты лица. А в кино крупные планы, поэтому малейшая грязь — и грим уже неестественный. От работы гримера зависит, как картина воспринимается зрителем, насколько она кажется правдоподобной. Киногример часто должен уметь шить те же усы и бороды, стричь, делать пластику. Эта работа требует большого терпения, чтобы в конце не получилось то, что мы называем "вместо глаза — ухо гримировал".

— Забавный случай из практики можете вспомнить?

— Грим иногда придумывается совершенно случайно. Например, в картине "Хрыстос прызямліўся ў Гародні" нужно было создать образы апостолов: чтобы каждый и со своей бородой был, и со своим характером. Я использовал много париков — один даже из медной проволоки был.

И вот вечером приезжает актер, который снимается в роли Иуды. Завтра съемки, а у меня голова уже пухнет, и я не знаю, что же еще можно придумать. Захожу в гримерку, а там не убрано: валяются остриженные волосы — только что тут кого-то гримировали. Я глянул на брошенные локоны, и меня осенило — вот какие усы и борода ему нужны!

Григорий Храпуцкий — художник-гример. Окончил Одесское театрально–художественное училище в 1958 году, с 1959 года работает на киностудии "Беларусьфильм". Создал образы ко многим белорусским фильмам, ставшими уже классикой кинематографа: "Человек не сдается" Иосифа Шульмана, "День, когда исполняется 30 лет" Валентина Виноградова, "Житие и вознесение Юрася Братчика" ("Хрыстос прызямліўся ў Гародні") Владимира Бычкова, "Рудобельская республика", "Кортик", "Бронзовая птица" Николая Калинина, "Братушка", "Белые росы" Игоря Добролюбова, "Третьего не дано", "Черная береза" Виталия Четверикова, "Год сорок первый" (т\с "Государственная граница") Вячеслава Никифорова, "Рыжий, честный, влюбленный" Леонида Нечаева, "Люди на болоте", "Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах", "Переправа" Виктора Турова и ко многим другим кинолентам.

Автор: Ольга Цветкова

Комментарии

Популярные события

Выходные в городе

ЖурналWhere Minsk

Рекомендации Where Minsk

Новости

Популярные|Последние
 
 
В Минске дегустировали французские вина
 
 
Благотворительный фонд "Белый аист" отметит свое пятилетие пятью концертами
 
 
7 декабря в декор-центре "Ойкос" пройдет заседание клуба "Архи-Дизайн"
 
 
С 13 декабря по 10 января пройдет культурно-гастрономическая акция с участием французской принцессы
 
 
В начале 2018 года пользователи домашнего интернета velcom перейдут на voka и получат 4K-контент

© 2012-2015, LLC Travel-Press
База данных сайта и всех его поддоменов является интеллектуальной собственностью LLC Travel-Press и охраняется законом.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.