Сеть городских журналов Where Magazines:
в 70 городах мира c 1936 года

Город

Путь премьеры: как фильмы попадают в белорусские кинотеатры

 
 

Очередная голливудская премьера, прежде чем попасть в кинотеатр и быть поглощенной вместе с пачкой попкорна, проходит сквозь мясорубку правообладателей, дистрибьюторов и комиссий. Нечто схожее происходит и с сериалами на ТВ. where Minsk попытался разобраться, каков он — механизм поступления кинопродукции на белорусские экраны.

Генеральный директор УП "Киновидеопрокат" Василий Коктыш уверен, что Минску сегодня доступны все мировые премьеры. Главный прокатчик страны фильмы получает бесплатно, но по результатам проката 50% прибыли отчисляются правообладателю: "Проблема здесь только одна — мы не можем показать все премьеры, которые хотели бы, потому что у нас недостаточно кинозалов. Сейчас их 25, а необходимо как минимум 50".

В расписании того же кинотеатра "Октябрь", как могли подметить минские киноманы, иногда числятся два премьерных фильма в один день. С одной стороны, на это не хотят идти правообладатели, с другой стороны, это не выгодно "Киновидеопрокату": фильм "съедает" фильм. Одну из картин приходится ставить на дневной сеанс, а это — колоссальная потеря потенциальных зрителей.

Мышь бесплатно не проскочит

Правовой механизм получения заветной лицензионной копии для проката отлажен до мелочей. За два месяца до появления фильма в Минске заключается договор на прокат конкретной ленты с одной из шести крупных российских компаний-дистрибьюторов. В договоре указывается количество и название кинотеатров, в которых будет демонстрироваться фильм, количество сеансов в каждом из кинотеатров, цена билета.

Договорные обязательства должны строго соблюдаться. Например, нельзя откреплять рекламные ролики, полученные вместе с копией. "Также не дай бог нам пропустить какого-то зрителя на сеанс бесплатно! Даже я, гендиректор, не имею никакой возможности пройти на фильм без билета, — сокрушается Коктыш. — Сегодня во всех кинозалах столицы, согласно требованию правообладателей, стоят веб-камеры. Они позволяют подсчитать присутствующих на киносеансе и сопоставить их количество с числом проданных на сеанс билетов. Правообладатель не хочет терять ни копейки и требует, чтобы даже мышь бесплатно в кинозал не проскочила. В случае ненадлежащего выполнения условий этого меморандума, компания оставляет за собой право расторгнуть договор и в любое время прекратить показ фильма".

Впрочем, это игра по правилам мировой киноиндустрии — зато минский зритель смотрит премьеры в то же время, что и большая часть планеты, а иногда и раньше. Последнее происходит благодаря разнице во времени со Штатами.

Важная "цифра"

Гендиректор "Киновидеопроката" уверен, что работа с Москвой, где фильмы тиражируются и дублируются, идет исключительно на пользу, как самому предприятию, так и зрителю: "Если бы мы работали с Лондоном, с которым сотрудничает большая часть Европы, сами дублировали и тиражировали копии — фильмы обходились бы нам значительно дороже, и 300 фильмов в год мы бы не показывали. Благодаря огромному российскому прокату и тому, что наша страна — русскоязычная, работать нам намного проще и дешевле".

Российский рынок, в свою очередь, очень интересен иностранным правообладателям. Сейчас сборы на нем составляют, в общей сложности, гораздо большую сумму, чем в любой из крупных западноевропейских стран. Например, прибыль "Киновидеопроката" с одного среднестатистического фильма составляет в Беларуси 1 млрд белорусских рублей, а прошлогодняя выручка предприятия составила $4,5 млн. В России же один только фильм "Гнев титанов" заработал более $12 млн.

Такая разница в объемах рынка — одна из причин, по которой столичной киносети необходимо непрестанно развиваться. Так, в течение полутора лет необходимо перейти на цифровое оборудование кинозалов: Европа уже почти полностью на него перешла, Россия — на 60%.

А цифровое оборудование означает полный контроль правообладателя за копией: в чемоданчике приходит жесткий диск с фильмом, за каждым проектором закреплен собственный уникальный код. "Если не перейдем на "цифру" — то нас могут просто выкинуть из рынка, — прогнозирует Коктыш. — Уж слишком маленькая доля доходов правообладателей приходится на Беларусь".

Если верить Статистическому институту ЮНЕСКО, ведущими производителями кинематографической продукции сегодня являются Индия, Нигерия, США, Япония и Китай. За прошлый год мировыми киностудиями было выпущено в общей сложности около 8 тысяч фильмов, из которых 1325 пришлось на Индию, 965 — на Нигерию и лишь 759 — на США. Впрочем, если в США средний бюджет одного фильма составляет $14 млн, то в той же Индии — $100 тысяч. Несмотря на то, что в Индии в среднем в кино ходит около 15 млн человек, окупается лишь один из 10 фильмов. Однако общая прибыль Болливуда в 2011 году составила около $20 млрд, а в США — $9,8 млрд.

Бесславный "Шпион"

Вкусовые предпочтения белорусской публики, как правило, не отличаются от выбора россиян. Впрочем, случаются и исключения. Так, например, американский анимационный фильм "Лоракс" собрал в России в полтора раза больше денег, чем российская комедия "Тот еще Карлосон!". У нас же наоборот — Карлосон понравился зрителям больше Лоракса.

Бывают и неожиданные провалы. Так, "Шпион" по Акунину провалился и у нас, и в России. А ведь было напечатано множество копий, ибо производители и продюсеры рассчитывали на успех. Показывать пять копий, которые Беларусь приобрела по тому же "Шпиону", в наших кинотеатрах-дворцах при пустых залах — непозволительная роскошь и огромные потери. Но предсказать успех того или иного фильма невозможно — это определяет только зритель.

В соответствии с данными главного мирового кинопортала imdb.com, всего с 1888 по 2012 год было снято 1,965 млн фильмов, из которых 559 900 драм и 498 500 комедий. В титрах "засветилось" 8,7 млн актеров и 5,3 млн актрис, 1,4 млн режиссеров и 2,4 млн сценаристов.

Детям до 16

В любой стране, в том числе и в Беларуси, существуют комиссии, определяющие аудиторию, для которой предназначен фильм. У нас возрастные рамки обозначаются количеством звездочек, а, например, в Америке — буквой. Так, молодым людям до 18 лет противопоказан вход на ленты с пометкой в четыре звезды (в США аналогом является категория фильмов R). Впрочем, это не означает, что работники кинотеатров должны стать у входа и проверять у всяк входящих паспорта. Четыре звезды — предупредительный принцип, который означает: вам не рекомендуется ходить на этот фильм, если вам еще нет 18 лет.

Случаи, когда комиссия запрещает кино к прокату в РБ, очень редки. Это может произойти, например, по морально-этическим или религиозным причинам, что случилось с лентой Мела Гибсона "Страсти Христовы". Впрочем, в последнее время экспертная республиканская комиссия при Минкульте, занимающаяся предпрокатным просмотром, пересмотрела свои взгляды, решив пойти не по запретному пути, а по пути предупреждения.

Полный арт-хаус

Цены на билет в кино очень гибкие и могут существенно варьироваться в зависимости от комфортности зала или "премьерности" фильма. Например, через шесть недель после премьеры цена билета снижается на 50%. Однако до этой отметки срок проката чаще всего и не доходит: "Права обычно заканчиваются быстро, и зритель понимает: не успеешь вовремя купить билет — шанса посмотреть кино на большом экране может уже и не быть. Кстати, цены на билеты в кино у нас сегодня в разы ниже, чем в той же России или Украине".

Коктыш признает, что сегодня, ввиду тотальной погони за выгодой, все меньше показывают не особо успешные в плане выручки, но более интеллектуальные фильмы арт-хаус. Так, например, легендарный "Киноформат 4 на 4" был весьма востребован. Однако арт-хаусного кино стало меньше, проект перестал окупаться, а компания "Интерсинема", с которой велось активное сотрудничество именно в плане интеллектуального кино, попросту закрылась. Сегодня выживают только коммерчески выгодные проекты — именно из-за этого американское кино, доля которого в белорусском кинопрокате еще совсем недавно составляла 30%, уже насчитывает 50%.

Круто попал на ТВ

Голубые экраны стараются не отставать от больших кинотеатральных. И если о показах боевиков и романтических комедий в премьерный день думать не приходится, то сериалов на телевидении хоть отбавляй.

Как рассказала программный директор телеканала ОНТ Ольга Якименко, информация о российских сериалах начинает собираться еще с момента их производства: канал наблюдает за производящими компаниями, получает рассылки. В них информация преподносится во всех красках, рассказываются самые интересные факты о продукте, кто снимается, каков сюжет, иногда добавляются фотографии со съемочной площадки: "Если анонс нас заинтересовал, мы стараемся отслеживать процесс съемок, и как только сериал готов — смотрим то, что получилось".

Программная дирекция канала просматривает пилотную версию, причем черновой вариант, с неподчищенным звуком или шероховатостями по видео. Но это не мешает получить четкое представление о том, что получится в итоге. К тому же Ольга уже изучила предпочтения нашего телезрителя: "Так, днем дома хозяйничает в большинстве своем женская аудитория, а потому день — это время мелодрам. После 18:00 у телевизора собираются школьники и студенты — тогда ставятся развлекательные сериалы. После 21:00 зрители, в основном, взрослые и серьезные, а поэтому можно включить что-нибудь серьезное, историческое. Например, очень хорошо прошел исторический сериал "Дело гастронома N1". На ночь глядя народ любит посмотреть что-нибудь погорячее — детективы, остросюжетные сериалы".

Отслеживать производство западных сериалов и отсматривать их пилотные версии канал не может, впрочем, и не ставит такой цели. Ольга Якименко поясняет: "Здесь высок риск ошибки: например, англоязычный сериал может быть плохо переведен. Наш канал не обладает собственной студией озвучки, поэтому мы предпочитаем покупать сериалы уже озвученными. Выбирая зарубежные сериалы, мы смотрим на их рейтинги. Если они нас устраивают — мы ищем правообладателя, находим подходящую озвучку или договариваемся, чтобы она была произведена".

Белорусы, однако, предпочитают российские сериалы: "Наверное, чувства, отображенные в российских лентах, нашей аудитории ближе. Правда, если это экшн-фильм — публике интереснее зарубежные варианты". Самым успешным за все время существования канала стал сериал "Не родись красивой": его пока никто не переплюнул ни на нашем, ни на других белорусских и даже российских каналах.

Родиной самых прибыльных и известных телесериалов являются США. Стоимость одной среднестатистической телесерии в Штатах составляет $3 млн. Пилотная серия может стоить намного дороже любой из остальных. Так, в 2004 году двухчасовой пилотный выпуск сериала Lost ("Остаться в живых") стоил $10—14 млн. Стоимость серий окупается рекламными сборами транслирующих телесетей. Всего же за всю историю телевидения было выпущено порядка 64 тысяч сериалов, состоящих из 1,3 млн эпизодов.

Автор: Андрей Беспрозванный

Комментарии

Популярные события

Выходные в городе

ЖурналWhere Minsk

Новости

Популярные|Последние
 
 
18 ноября в ТРЦ Galleria Minsk запланированы сразу два открытия
 
 
Samsung Electronics и Mastercard запускают в Беларуси Samsung Pay
 
 
Седьмой фестиваль velcom Smartfilm назовет лучших авторов мобильного кино со всего мира
 
 
18 ноября отметят Всемирный день ребенка
 
 
18 ноября в Минске пройдет кулинарный мастер-класс на английском языке

© 2012-2015, LLC Travel-Press
База данных сайта и всех его поддоменов является интеллектуальной собственностью LLC Travel-Press и охраняется законом.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.