Сеть городских журналов Where Magazines:
в 70 городах мира c 1936 года

Архив

Минская конка: первое появление общественного транспорта в столице, борьба с зайцами и извечные конфликты

 
 

Осенью этого года исполнилось десять лет объединению городского пассажирского транспорта "Минсктранс". Но на его эмблеме, наносимой с левой по ходу движения стороны автобусов, троллейбусов и трамваев, значатся цифры "1887". Обозначают они год заключения властями губернского Минска договора на строительство конно-железной дороги ("конки"), ставшей первым видом общественного транспорта Беларуси.

"Приступить к исполнению договора немедленно"

Такое поручение в самом начале 1889 года минский городской голова дал статскому советнику, инженеру Андрею Горчакову из Петербурга, обратившемуся в ноябре 1886 года с заявлением об устройстве в Минске конно-железной дороги. Для обеспечения финансовой стороны дела Горчаков обратился в министерство внутренних дел с просьбой разрешить образовать "Русское общество городских и пригородных конно-железных дорог". Одним из основных его дольщиков стал крупный банкир с белорусскими корнями Лазарь Поляков. Срок концессии — монопольного права хозяев конки на перевозки пассажиров губернского Минска — определили в 50 лет. И только через 25 лет городу предоставлялось право выкупить конку у ее владельцев.

Организация перевозок

Городские земли под пути, а также пассажирские павильоны предоставлялись владельцам конки безвозмездно. Вести переустройство улиц они обязывались, "не повреждая вообще сооружений городских, казенных, а равно принадлежащих частным лицам". Широко использовался одноколейный путь, а стрелки на разъездах переставлялись кондуктором или специально приставленным рабочим. Кучеров снабжали свистком или трубой, также к вагону прикреплялся колокол для предупреждающих сигналов. Форму одежды кучеров и кондукторов утверждала городская управа. За работой кондукторов на линии и регулярностью движения вагонов следили контроллеры. До 1910 года существовало правило для низших чинов "козырять" при встрече с начальством.

Работала конка примерно с 8 утра до 10 часов вечера. В 1897 году эксплуатировалось 14 закрытых ("зимних") и 8 "летних" вагонов Мытищенского, Коломенского и Балтийского заводов, фабрики Якобсона. По Захарьевской улице ходили пароконные вагоны, на остальных линиях — одноконные. Лошадей в те годы было около 90. Раздача корма для них (20 фунтов овса, 20 фунтов сена, около 4 фунтов соломы) совершалась три раза в сутки. На пересадочных и остановочных пунктах устраивались павильоны, а в местах пересечения линий — отапливаемые будки для обогрева кучеров и кондукторов. Здесь же размещался навес для лошадей. В 1909 году остановочные и пересадочные места, конечные станции конки начали дезинфицировать.

Борьба с зайцами

Плата за проезд определялась по числу перегонов и составляла от 1,75 до 4 копеек того времени. Для сравнения: извозчики брали от 15 до 50 копеек, а выезд за пределы города оплачивался по соглашению. Владельцы конки ставили задачу перед своими служащими не допустить ни одного случая неоплаченного проезда. За безбилетный проезд пассажиров кондуктор мог быть уволен со службы.

Много разногласий возникало при обилечивании пассажиров. Утром, перед выездом кондуктор получал для размена мелочь из копеечных монет в сумме один рубль. Пассажиры, не будучи обязаны иметь мелкие деньги, предъявляли крупные купюры. Не располагая нужной суммой для сдачи, кондукторы предлагали им покинуть вагон. Еще почтеннейшая публика любопытствовала: "Почему на наших конках не существует абонементных билетов?"

Чины полиции пользовались даровым проездом на передней площадке вагона. За детей младше пяти лет плата также не взималась. Городская управа находила целесообразным обеспечить бесплатными билетами монтеров водопроводно-электрической станции. Управление конно-железной дороги со своей стороны также выдавало некоторым лицам жетоны на право бесплатного проезда. С передачей в 1913 году конки в ведение города был введен льготный проезд для учащихся.

Извечные конфликты

Владельцы домов, расположенных вдоль строящихся линий дороги, порой относились к новому виду транспорта враждебно — в городскую управу поступали заявления с претензиями. А ведь 10 мая 1892 года открытие конки горожане встречали восторженно: "Куски ленты буквально были расхищены публикой на память о таком торжестве", "Торжественный выезд производил чрезвычайный эффект". Впоследствии уже сами владельцы конки предъявляли судебные иски к ряду домовладельцев по вопросам содержания и уборки проезжей части мостовых, на которых были уложены коночные рельсы.

Через три месяца эксплуатации конки, ввиду часто повторяющихся недоразумений между пассажирами и поездной прислугой (даже напоминание кондуктором об оплате проезда воспринималось отдельными лицами как обидное замечание), по примеру Московской и Петербургской конно-железных дорог каждый вагон снабдили ящиком для заявлений. Пассажиры жаловались на медлительность, тесноту, курение в вагонах.

Телеграмма на строительство "конки"

"Его Высокородию Господину Минскому Городскому Голове – Поверенного Статского Советника инженера А. Н. Горчакова, купца Сергея Самойловича Пергамента. Заявление. Желая построить и эксплоатировать в г. Минске конно-железные дороги, прилагая при сем проект контракта, ведомость с конно-железными линиями, план г. Минска с нанесенными линиями конно-железных дорог, а также доверенность, имею честь покорнейше просить Ваше Высокородие представить мое ходатайство о разрешении доверителю моему означенному на работы – на благоусмотрение Минского управления и о последующем меня уведомлении. По доверенности статского советника А. Н. Горчакова, С. Пергамент. Ноября, 4 дня 1886 года, г. Минск"

Рабочие моменты

Максимального развития сеть конки достигла к 1902 году: протяженность главной (Александровской) линии составляла 4,27 км, Немиго-Захарьевской — 2,29 км. Годовая прибыль в самые доходные годы составляла 26%, а в лихие времена — в революционный 1905-й, как и после 1915-го, когда шла Первая мировая война — дорога давала убыток. Минская конка действовала до 1918 года, а после восстановления в 1921-м — до весны 1928 года.

Комментарии

Популярные события

Выходные в городе

ЖурналWhere Minsk

Новости

Популярные|Последние
 
 
Умным быть модно
 
 
Лявон Вольский представил "Лёгкія-лёгкія 2018"
 
 
Ежегодный Весенний благотворительный бал в поддержку детей, пострадавших от жестокого обращения и любых форм насилия, пройдёт в Минске
 
 
Открыт прием заявок на серию регулярных турниров Royal Cup Open
 
 
В Беларуси появятся два новых сорта премиального пива Grimbergen

© 2012-2015, LLC Travel-Press
База данных сайта и всех его поддоменов является интеллектуальной собственностью LLC Travel-Press и охраняется законом.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.